Первый в мире: в чём уникальность разработок МАИ в области электроракетных двигателей

Освоение космоса сегодня — это не только фундаментальные исследования, но и ключевые технологии для жизни на Земле: от спутниковой связи и навигации до мониторинга климата и безопасности. Будущее человечества тесно связано с развитием космических программ, и именно электроракетные двигатели (ЭРД) становятся основой новой космической эры. Они позволяют значительно увеличить срок службы спутников, сократить стоимость выведения аппаратов на орбиту и открывают путь к освоению дальнего космоса. В этой области российская научная школа по праву занимает лидирующие позиции в мире, и особую роль здесь играют разработки Московского авиационного института.

Формула успеха – какая она?

Разработки МАИ в области электроракетных двигателей давно стали эталоном для мировой космической отрасли. Уникальность подхода университета заключается в комплексности исследований. Как подчёркивает замдиректора Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) Московского авиационного института Александр Богатый, это редкий случай, когда три различных направления работ ведутся на базе одного учреждения и в непосредственной коллаборации специалистов. Именно это позволяет создавать двигатели, не имеющие аналогов в мире.

Так, в частности, специалисты одновременно работают над исследованием самих двигателей, баллистическими расчётами и обеспечением электромагнитной совместимости.

— Такой подход позволяет не просто создавать двигатели, а заранее понимать потребности заказчиков – часто ещё даже до того, как заказчик сформулирует для себя требования, — добавил Александр Богатый.

История успехов МАИ в области электроракетных двигателей насчитывает десятилетия. При участии учёных МАИ ОКБ «Факел» осваивало производство стационарных плазменных двигателей, инжекторы плазмы, созданные в институте, эксплуатировались на станции «Мир» более 15 лет. Импульсный плазменный двигатель был установлен на космический аппарат «МКА-ФКИ-ПН2», созданный НПО им. Лавочкина. А совсем недавно, 28 октября, на Международную космическую станцию был установлен уникальный плазменный инжектор — в космосе он будет решать важнейшие задачи, помогая учёным исследовать ионосферу Земли, анализировать влияние космической среды на работу бортовых систем МКС, испытывать в реальных условиях перспективные технологии плазменных двигателей для малых спутников.

От научной школы к орбитальным группировкам

Ещё одним из последних успехов стало успешное выведение на орбиту четырёх космических аппаратов «Ионосфера-М», разработки АО «Корпорация «ВНИИЭМ», оснащённых двигательными установками с абляционными импульсными плазменными двигателями (АИПД) производства АО «НИИЭМ», в основе которых лежит разработка учёных Московского авиационного института.

— Это первая в мире группировка космических аппаратов, в которой используются маршевые двигательные установки на базе абляционного импульсного плазменного двигателя (АИПД). Это яркий пример успешной кооперации вузовской науки и промышленности. По заказу МАИ АО «АВЭКС» создало надёжную и эффективную систему электропитания и управления для АИПД. Разработка и запатентованное изобретение НИИ ПМЭ МАИ были воплощены в двигательных установках производства АО «НИИЭМ» — подчеркнул Александр Богатый.

По его оценке, зарубежные разработчики в области АИПД отстают от российских технологий примерно на 10-15 лет.

Особое место в разработках МАИ занимают двигатели на эффекте Холла — это такой тип электроракетных двигателей, где ускорение ионизированного газа происходит в скрещенных электрическом и магнитном полях.

— При участии учёных МАИ ставились на серийное производство холловские двигатели первого поколения, или, как у нас они называются, СПД — стационарные плазменные двигатели, — уточнил эксперт.

Именно эти двигатели серий СПД-70, СПД-100 и СПД-140 сегодня составляют основу российской программы электроракетных двигателей.

Сегодня в разработке НИИ ПМЭ МАИ — перспективные проекты нового поколения. В частности, был создан лётный образец двигателя для кубсатов, запуск которого запланирован на конец 2025 года. Ведутся работы и над холловским двигателем второго поколения, работающем на криптоне, — с нулевым износом разрядного канала, который создаётся совместно с индустриальным партнёром ООО «Орбитек». Он предназначен для использования в многоспутниковых группировках.

— МАИ по праву может гордиться своим вкладом в развитие направления электрических ракетных двигателей в нашей стране, — заметил Александр Богатый.

Именно ЭРД, как подчёркивает эксперт, являются критической технологией для создания многоспутниковых группировок и освоения дальнего космоса, что подтверждает мировое значение разработок Московского авиационного института.

Последние записи
МАИ запустил программу дополнительного образования для высшего руководства ПАО «ОАК»

Слушателями программы являются первые лица корпорации, включая генерального директора Вадима Бадеху, его первого заместителя Олега Бочарова, заместителей по производству, материально-техническому...

Технологическое лидерство через высшее образование и науку: ректор МАИ выступил модератором круглого стола ОП РФ

Целью круглого стола стало рассмотрение задач, стоящих перед системой высшего образования и научным сообществом в рамках реализации национальных проектов и работы по обеспечению технологического...

Команда МАИ заняла первое место на крупнейшем IT-хакатоне «Лидеры цифровой трансформации»

то крупнейший российский конкурс разработчиков цифровых продуктов для государственных структур и бизнеса. Церемония награждения прошла 25 октября в кластере «Ломоносов» ИНТЦ МГУ «Воробьёвы горы» в...