Cобрать конструктора: ректор МАИ Михаил Погосян рассказал о подготовке суперинженеров, беспилотниках и аэротакси
Как готовят суперинженеров для авиастроения? Когда над городами полетят беспилотные такси? Как прошёл первый год пилотного проекта по переходу на новые уровни высшего образования? В разгар приёмной кампании на важные вопросы отвечает ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.
Михаил Асланович, прошедший учебный год вы и ваши студенты прожили в условиях «пилота». Чему научились?
Считаю, что все вузы пилотного проекта проделали за этот год большую работу. Прошлым летом МАИ перевёл на базовое высшее образование профильные направления подготовки, такие как авиастроение, ракетно-космическая техника, двигатели летательных аппаратов, системы управления. Мы увеличили объём практической составляющей в программах подготовки, ввели модульную структуру. Анализ приёма прошлого года показал, что абитуриенты высоко оценили новые подходы МАИ к формированию образовательных программ.
Сейчас формируется «ядро» программ высшего образования. Расскажите, что это такое?
Это базовые компетенции, которые нужны, чтобы студенты могли в дальнейшем успешно учиться по конкретным специализациям. «Ядро» должно быть единым, причём не только для одного университета, а для всех участников пилотного проекта и в конечном итоге — для всех вузов. Студенты на первом-втором курсах изучают базовые дисциплины, а начиная с третьего курса могут выбрать профиль. И здесь мы тоже внесли целый ряд изменений. Цель в том, чтобы выпускники могли сразу влиться в ряды разработчиков, производителей сложных образцов техники без адаптации. А значит, главная задача вузов — дать им практические навыки, а не только базовые теоретические знания.
В этом году МАИ уже полностью переходит на новую систему?
Да, на втором этапе реализации пилотного проекта переводим на новые уровни базового и специализированного высшего образования IT, общеинженерные и экономические направления подготовки. И надо сказать, что для большинства наших заказчиков — а по данным направлениям это крупнейшие предприятия в сфере высоких и информационных технологий — это большой плюс и соответствует их ожиданиям. Они сами активно участвуют в разработке программ, делают с нами прогноз потребностей в кадрах. Думаю, мы таким образом избавились от дискуссии «вы не сформулировали требования — а вы не тех специалистов готовите». Сейчас мы работаем в единой связке.
К чему нужно быть готовым абитуриентам?
Мне кажется, для абитуриентов каких-то глобальных изменений не произошло. Большой плюс для ребят в том, что в образование активно вовлечены наши индустриальные партнёры, и это точно повысит уровень подготовки.
Сегодня появляются новые возможности по заключению целевых договоров — можно подумать и в этом направлении. МАИ — один из крупнейших вузов по объёму подготовки целевиков. Это ещё один показатель тесного взаимодействия университета с индустрией. С момента старта приёмной кампании МАИ принял более 500 заявлений от абитуриентов, которые поступают по целевой квоте.
В последнее время много внимания уделяется искусственному интеллекту. В авиастроении он тоже выходит на первый план?
Действительно, искусственный интеллект и нейросети внедряются в разные сферы деятельности. Эта задача у нас решается, в первую очередь, через программу подготовки специалистов по информационным технологиям. Но и в инженерные направления этот модуль тоже включается. И здесь хотелось бы отметить одну из идей, которую мы реализуем в рамках трансформации системы подготовки кадров. Это выделение модуля перспективных технологий. Мы говорим, что специализация в области проектирования композитных конструкций, в области математического моделирования, в области искусственного интеллекта требует дополнительных знаний и более глубокого погружения в эту конкретную область. Поэтому мы и выделили такой отдельный перспективный модуль.
Кроме этого, выделили модуль специализации, чтобы готовить конструкторов для разных ролей — по общему проектированию, проектированию отдельных агрегатов и систем. Здесь студенты получают, например, навыки владения современными расчётными методами. Математическое моделирование сегодня — одно из ключевых направлений развития высокотехнологичных отраслей индустрии.
Много новых вводных внутри программ, может тогда и сроки подготовки дипломной работы изменить?
Именно так. Мы увеличили объём работы над дипломными проектами. В старой системе на это выделялось всего полгода. Сегодня, учитывая, что срок обучения на многих наших направлениях — 5,5 лет, надо приступать к работе над дипломом уже с начала пятого курса. За полтора года можно сделать достаточно серьёзный инженерный проект по одной из реальных задач, которые сегодня решает индустрия. При этом сам проект комплексный и включает в себя наработки студента за всё время обучения.
Вы упомянули математическое моделирование. Поясните для сегодняшних абитуриентов и студентов, почему это важно?
Применение методов математического моделирования, по нашим оценкам, позволяет более чем на 30 процентов сократить объёмы физических испытаний, которые проводят сегодня для сертификации сложных образцов техники, — это большой экономический эффект.
На рынок труда должен выходить специалист, который не только владеет базовыми знаниями и имеет практические навыки, но может и внедрять различные расчётные методы для решения задач. А возможности вычислительной техники, IT-технологий, современных методов моделирования позволяют существенно повысить эффективность работы инженера.
С 1 января заработал новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Беспилотники — одно из основных направлений в МАИ. Какие шаги будут здесь?
Развитие беспилотных авиационных систем и услуг с использованием БПЛА — один из мировых трендов. За ближайшие 10 лет объём услуг с использованием таких летательных аппаратов и объём их производства должны вырасти на порядок. Это невозможно без специалистов, которые будут заниматься не только разработкой летательных аппаратов, но и проектированием услуг.
Наша задача — подготовка комплексных инженеров: людей, которые не просто проектируют какой-то отдельный летательный аппарат или производственную линию по его изготовлению, а тех, кто может проектировать жизненный цикл продукта. Так что есть большая потребность в инженерах для этого направления, потребность в тех, кто будет заниматься продвижением таких продуктов на рынок, в операторах, которые могут управлять беспилотниками, и в тех, кто будет их сертифицировать. Ведь сегодня многие образцы беспилотной техники эксплуатируются в экспериментальном режиме. Если мы говорим о массовом внедрении, то должны прежде всего думать о безопасности.
Что, по вашему мнению, требуется для развития рынка беспилотников?
Необходимо нормативное регулирование и сертификация. Мы проводим испытания беспилотников и участвуем в формировании нормативных требований к сертификации различного рода аппаратов. А их очень много, и требования к каждой группе разные. Есть БЛА разной взлётной массы: от нескольких килограммов до нескольких тонн. Есть беспилотники, которые используются для мониторинга больших территорий — лесных массивов, сельхозугодий. А есть те, что предназначены для доставки небольших грузов по городу. Конечно, требования к безопасности у них будут существенно отличаться.
А студенты, аспиранты участвуют в такой работе?
Конечно, у нас работают различные междисциплинарные команды. Ведь беспилотники — это и электродвигатели, и система управления, автопилоты, накопители энергии. Ну и нельзя забывать, что мы вместе с партнёрами занимаемся созданием российских технологий, которые позволят обеспечить технологическое лидерство. То есть создавать свою линейку комплектующих и программное обеспечение.
В МАИ действует Передовая инженерная школа. Говорят, что в таких школах «куётся» элита инженерных кадров. Кого готовят у вас?
Я уже говорил, что наша задача — готовить не только специалистов для текущих потребностей индустрии, но и тех, кто способен создать научно-технический задел для роста её эффективности, смотреть в будущее. Подготовка научных кадров — одна из миссий университета. А задача Передовой инженерной школы как раз заключается в формировании новых подходов — к разработке композитных конструкций, внедрению методов аддитивных технологий в аэрокосмическую отрасль, созданию отечественных компонентов для БЛА, цифровому сельскому хозяйству. Это те направления, которые мы выделили для себя как перспективные. И в нашей ПИШ мы объединяем «задельные» исследования, прикладные исследования и реальные задачи индустрии.
В советские годы очень популярным было увлечение авиамоделированием, мальчишки стремились в небо. А сейчас?
Авиационно-космическая отрасль была и остаётся локомотивом научно-технического прогресса, определяет развитие других отраслей. При этом сегодня, по сравнению с советскими годами, появилось множество других возможностей для молодёжи: IT, беспилотники, малые космические аппараты. Авиация и космос по-прежнему остаются очень привлекательными областями.
А вот интересно, кого в МАИ больше — девушек или ребят?
Если говорить об инженерных направлениях подготовки, то всё-таки в нашей традиции их чаще выбирают молодые люди. Девушки больше идут на экономические и лингвистические направления. Но, учитывая возможности, которые дают расчётные методы, у девушек сегодня ничуть не меньше потенциала для реализации своих талантов в инженерии.
Выпускник не станет абитуриентом МАИ, если ещё в школе не познакомится с вузом. Расскажите, как вы работаете со школьниками?
Прежде всего, подчеркну: совершенствование системы высшего образования невозможно без повышения уровня подготовки в школе. Это касается требований и к школьникам, и к учителям. МАИ участвует в программе инженерных классов авиастроительного профиля. Совместно с Департаментом образования и науки Москвы мы реализуем этот проект на базе 9 школ столицы. Для университета очень важно, чтобы в инженерные направления шли люди, которые имеют хорошие базовые знания и навыки. Проект нацелен и на то, чтобы улучшить качество подготовки школьников по математике и физике, — это как раз то, о чем сегодня много говорят. Также в структуре МАИ действует крайне востребованный детский технопарк «Траектория взлёта», где школьники знакомятся с технологиями и могут попробовать себя в разных областях, среди которых беспилотные авиационные системы, IT, 3D и многие другие. Важно, чтобы у детей появилось понимание своих будущих возможностей.
А школьники приходят в МАИ на экскурсии, могут посмотреть лаборатории?
Конечно. Они могут посетить большое количество инновационных инженерных пространств, увидеть уникальные образцы авиационной и космической техники, которые есть в МАИ. Можно также попасть и на экскурсию к нашим партнёрам — будущим работодателям: это, к примеру, предприятия госкопораций «Ростех», «Роскосмос».
МАИ — альма-матер великих авиаконструкторов и летчиков-космонавтов. Что нужно абитуриенту, чтобы в будущем достичь таких же высот?
Важны хорошая базовая подготовка, практический опыт, настойчивость, целеустремлённость. Я не знаю великих руководителей и конструкторов, которые бы в 6 часов вечера уходили домой. Это большая интересная работа, но она требует самоотдачи. Важный фактор карьерного роста в авиационной отрасли — погружение в то, чем ты занимаешься. Думаю, что в любой области добиваются успеха только те люди, которые увлечены тем, чем они занимаются. Конечно, не обойтись без организаторских и управленческих навыков, без владения информационными технологиями.
Мне кажется, в МАИ как раз есть атмосфера творчества, и сюда приходят не для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании и положить его в стол.
Что нас ждёт в будущем? Аэротакси? Сверхзвуковые самолёты? Дайте ваш прогноз.
Рынок гражданской авиационной техники будет устойчиво развиваться. Рынок военной авиационной техники тоже будет конкурентным, у нас там достаточно сильные позиции. Активно развивается рынок космических услуг с использованием малых космических аппаратов. Принято решение о запуске проекта Российской орбитальной станции. Я вижу большой спектр возможностей.
Конечно, будет сохраняться вектор на беспилотный транспорт. Новые материалы, композиты, аддитивные технологии, интеллектуальные бортовые системы будут определять технологический уровень авиационно-космической отрасли. Сейчас любой летательный аппарат — это летающий компьютер. И объём задач, которые решаются методами моделирования и с применением искусственного интеллекта, постоянно растёт. Мы стараемся максимально повысить уровень безопасности полётов и разгрузить лётчика от второстепенных задач. Также в скором времени появится сверхзвуковой пассажирский авиатранспорт.
Я думаю, что прогнозы точно сбудутся. Но как бы мы сегодня не определили направления развития, завтра они будут другими. Впереди новые технологии, новые подходы и новая жизнь!