Главное в дроне — «мозги»: руководитель Школы дронов МАИ о возможностях беспилотников и профессии оператора БПЛА

Главное в дроне — «мозги»: руководитель Школы дронов МАИ о возможностях беспилотников и профессии оператора БПЛА

Рынок беспилотных авиационных систем сегодня активно развивается. Потенциал беспилотников велик: мониторинг и инвентаризация, оптимизация сельскохозяйственных работ, помощь спасателям в чрезвычайных ситуациях, санобработка во время эпидемий, доставка грузов и, наконец, перевозка людей. Это значит, что востребованной становится новая интересная специальность — оператор БПЛА.

О том, что это за профессия и какие перспективы ждут сферу отечественного дроностроения в ближайшей перспективе, рассказал руководитель лаборатории «Школа дронов» Детского технопарка МАИ «Траектория взлёта» Кирилл Щукин.

Зона тестирования

В Сколково должна появиться зона тестирования дронов — что она будет собой представлять?

Цель этого проекта — реализовать на практике работу сервисов, использующих беспилотные авиационные системы (БАС). Происходить это будет в пилотной зоне и очень поможет развитию рынка городской аэромобильности в целом.

Тестирование дронов будет проходить в несколько этапов. В том числе планируется применение особого правового режима, предназначенного для проверки новых технологий и цифровых инноваций. Речь идёт о тех новинках, которые ещё не имеют нормативно-правовой базы, или о тех, которые по существующим правовым нормам не могут быть внедрены в повседневную жизнь. Основная наша задача — в ближайшее время протестировать аэротакси, а также доставку грузов массой до 30 кг и более 30 кг, провести мониторинг работ, которые выполняют беспилотные носители.

Какие из существующих беспилотных летательных аппаратов самые продвинутые, мощные и быстрые?

Сегодня уже есть бесконечно много интересных беспилотников. Например, самые быстрые среди мультироторных кратковременно развивают скорости до 350 км в час! Самые грузоподъёмные способны поднимать полезный вес в несколько сотен килограммов, умные дроны могут без труда пролетать внутри замкнутых пространств, составлять 3D-карту пройденных помещений. В МАИ, например, создан уникальный проект дрона который позволяет получать данные о нарушениях целостности обследуемых поверхностей (дефектоскопия). Он может быть крайне полезен для минимизации человеческого фактора при обследовании больших площадей или в опасных для человека помещениях.

Профессия будущего

Чем любительские дроны отличаются от профессиональных?

Говорить про отличия профессиональных от любительских дронов сложно. Грань между ними слишком размыта, и зачастую определяющими факторами выступают навык и намерение оператора беспилотника. Например, на некоторых заведомо любительских дронах можно выполнять массу профессиональных задач. Если же говорить про некую классификацию, то я бы ответил, что промышленные решения должны отвечать чёткому ряду требований. В частности, иметь соответствующие сертификаты и быть готовыми к тяжёлым условиям работы там, где нет места отказу техники по тем или иным причинам.

Оператор БПЛА — это полноценная профессия? Любой ли её может освоить, и где можно её применить на практике?

Могу сказать уверенно — это точно уже стало профессией. Причём с распределением на различные сегменты. Самый распространенный из них на данный момент ориентирован на новичков — это съёмка с дрона. Можно снимать фото или видео: свадьбы, концерты, любые мероприятия. Моя команда, например, занимается профессиональной трансляцией спортивных мероприятий на высокой скорости — автогонки, яхты, лыжи, вообще любой вид скоростных прохождений по произвольной поверхности. Также существуют специализированные промышленные решения, например для аграрных работ. Такие дроны могут опылять поле с растениями с высокой точностью и минимальным расходом дорогостоящих средств.

Все дело в «мозгах»

Кстати, о расходниках. Сейчас в ряде самых разных отраслей ощущается недостаток чипов и прочих комплектующих. Как-то на вашу отрасль повлиял санкционный режим? Насколько наши дроны действительно «наши»?

Для нас большее значение имеет не страна-производитель комплектующих, а то, кто и как настроил дрон, какие «мозги» у него стоят, будет ли он выполнять необходимую оператору функцию. Конечно же, и комплектующие тоже имеют значение. В России давно умеют производить полётные контроллеры, ничем не уступающие заморским аналогам, моторы, корпусные детали, рамы.

Школа дронов МАИ учит, в том числе, разработчиков дронов и комплектующих?

Школа дронов МАИ давно переросла свой официальный статус. Теперь это не просто и не только школа. Мы являемся разработчиками, эксплуатантами и экспертами в области сверхмалых беспилотных летательных аппаратов. Если же говорить конкретно про обучение, то на данный момент мы готовим операторов беспилотных воздушных судов различных классов, самолётного и мультироторного типа, преимущественно до 30 кг. Также у нас есть весь спектр курсов продолжительностью от одного дня до одного месяца как очно, так и онлайн.

Наиболее востребованный на сегодняшний день курс — «Оператор беспилотного летательного аппарата мультироторного и самолётного типа», который занимает 40 академических часов и укладывается в одну рабочую неделю, в том числе — день практики на нашем аэродроме. Ученики проходят подготовку по программе, которая включает в себя весь набор от техники безопасности перед полётом до отработки внештатных ситуаций в воздухе. Как я сказал ранее, курс этот популярен, и у профессии оператора БПЛА явно большое будущее.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.