Главное в дроне — «мозги»: руководитель Школы дронов МАИ о возможностях беспилотников и профессии оператора БПЛА

Главное в дроне — «мозги»: руководитель Школы дронов МАИ о возможностях беспилотников и профессии оператора БПЛА

Рынок беспилотных авиационных систем сегодня активно развивается. Потенциал беспилотников велик: мониторинг и инвентаризация, оптимизация сельскохозяйственных работ, помощь спасателям в чрезвычайных ситуациях, санобработка во время эпидемий, доставка грузов и, наконец, перевозка людей. Это значит, что востребованной становится новая интересная специальность — оператор БПЛА.

О том, что это за профессия и какие перспективы ждут сферу отечественного дроностроения в ближайшей перспективе, рассказал руководитель лаборатории «Школа дронов» Детского технопарка МАИ «Траектория взлёта» Кирилл Щукин.

Зона тестирования

В Сколково должна появиться зона тестирования дронов — что она будет собой представлять?

Цель этого проекта — реализовать на практике работу сервисов, использующих беспилотные авиационные системы (БАС). Происходить это будет в пилотной зоне и очень поможет развитию рынка городской аэромобильности в целом.

Тестирование дронов будет проходить в несколько этапов. В том числе планируется применение особого правового режима, предназначенного для проверки новых технологий и цифровых инноваций. Речь идёт о тех новинках, которые ещё не имеют нормативно-правовой базы, или о тех, которые по существующим правовым нормам не могут быть внедрены в повседневную жизнь. Основная наша задача — в ближайшее время протестировать аэротакси, а также доставку грузов массой до 30 кг и более 30 кг, провести мониторинг работ, которые выполняют беспилотные носители.

Какие из существующих беспилотных летательных аппаратов самые продвинутые, мощные и быстрые?

Сегодня уже есть бесконечно много интересных беспилотников. Например, самые быстрые среди мультироторных кратковременно развивают скорости до 350 км в час! Самые грузоподъёмные способны поднимать полезный вес в несколько сотен килограммов, умные дроны могут без труда пролетать внутри замкнутых пространств, составлять 3D-карту пройденных помещений. В МАИ, например, создан уникальный проект дрона который позволяет получать данные о нарушениях целостности обследуемых поверхностей (дефектоскопия). Он может быть крайне полезен для минимизации человеческого фактора при обследовании больших площадей или в опасных для человека помещениях.

Профессия будущего

Чем любительские дроны отличаются от профессиональных?

Говорить про отличия профессиональных от любительских дронов сложно. Грань между ними слишком размыта, и зачастую определяющими факторами выступают навык и намерение оператора беспилотника. Например, на некоторых заведомо любительских дронах можно выполнять массу профессиональных задач. Если же говорить про некую классификацию, то я бы ответил, что промышленные решения должны отвечать чёткому ряду требований. В частности, иметь соответствующие сертификаты и быть готовыми к тяжёлым условиям работы там, где нет места отказу техники по тем или иным причинам.

Оператор БПЛА — это полноценная профессия? Любой ли её может освоить, и где можно её применить на практике?

Могу сказать уверенно — это точно уже стало профессией. Причём с распределением на различные сегменты. Самый распространенный из них на данный момент ориентирован на новичков — это съёмка с дрона. Можно снимать фото или видео: свадьбы, концерты, любые мероприятия. Моя команда, например, занимается профессиональной трансляцией спортивных мероприятий на высокой скорости — автогонки, яхты, лыжи, вообще любой вид скоростных прохождений по произвольной поверхности. Также существуют специализированные промышленные решения, например для аграрных работ. Такие дроны могут опылять поле с растениями с высокой точностью и минимальным расходом дорогостоящих средств.

Все дело в «мозгах»

Кстати, о расходниках. Сейчас в ряде самых разных отраслей ощущается недостаток чипов и прочих комплектующих. Как-то на вашу отрасль повлиял санкционный режим? Насколько наши дроны действительно «наши»?

Для нас большее значение имеет не страна-производитель комплектующих, а то, кто и как настроил дрон, какие «мозги» у него стоят, будет ли он выполнять необходимую оператору функцию. Конечно же, и комплектующие тоже имеют значение. В России давно умеют производить полётные контроллеры, ничем не уступающие заморским аналогам, моторы, корпусные детали, рамы.

Школа дронов МАИ учит, в том числе, разработчиков дронов и комплектующих?

Школа дронов МАИ давно переросла свой официальный статус. Теперь это не просто и не только школа. Мы являемся разработчиками, эксплуатантами и экспертами в области сверхмалых беспилотных летательных аппаратов. Если же говорить конкретно про обучение, то на данный момент мы готовим операторов беспилотных воздушных судов различных классов, самолётного и мультироторного типа, преимущественно до 30 кг. Также у нас есть весь спектр курсов продолжительностью от одного дня до одного месяца как очно, так и онлайн.

Наиболее востребованный на сегодняшний день курс — «Оператор беспилотного летательного аппарата мультироторного и самолётного типа», который занимает 40 академических часов и укладывается в одну рабочую неделю, в том числе — день практики на нашем аэродроме. Ученики проходят подготовку по программе, которая включает в себя весь набор от техники безопасности перед полётом до отработки внештатных ситуаций в воздухе. Как я сказал ранее, курс этот популярен, и у профессии оператора БПЛА явно большое будущее.

Последние записи
МАИ запустил программу дополнительного образования для высшего руководства ПАО «ОАК»

Слушателями программы являются первые лица корпорации, включая генерального директора Вадима Бадеху, его первого заместителя Олега Бочарова, заместителей по производству, материально-техническому...

Технологическое лидерство через высшее образование и науку: ректор МАИ выступил модератором круглого стола ОП РФ

Целью круглого стола стало рассмотрение задач, стоящих перед системой высшего образования и научным сообществом в рамках реализации национальных проектов и работы по обеспечению технологического...