Конгресс молодых учёных: заведующий кафедрой МАИ рассказал о работах университета по СПС

Фундаментальные вопросы создания российского сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) нового поколения стали темой дискуссии «Перспективные авиационные технологии: интеграция науки и промышленности», которая состоялась 1 декабря в рамках II Конгресса молодых учёных в Парке науки и искусства «Сириус».

Модератором дискуссии стал генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского, руководитель Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» Кирилл Сыпало. В обсуждении приняли участие научный руководитель ФАУ «ЦАГИ» Сергей Чернышёв, руководители лабораторий НЦМУ «Сверхзвук»: начальник отделения ФАУ «ЦАГИ» Виктор Копьёв; научный руководитель Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Валерий Матвеенко; заместитель генерального директора по науке Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова Александр Ланшин; заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление полётом» МАИ Александр Ефремов и другие.

Участниками были рассмотрены ключевые технологии, необходимые для создания СПС. Это технологическое обеспечение низкого уровня звукового удара и шума в зоне аэропорта, обеспечение высокой аэродинамической эффективности, разработка системы технического зрения (искусственной визуализации закабинного пространства), создание силовой установки изменяемого цикла, бионическая конструкция из композиционных материалов и искусственный интеллект на борту.

Профессор Александр Ефремов рассказал о направлениях и результатах исследований лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полётов» НЦМУ «Сверхзвук», руководителем которой он является. В работе участвуют четыре организации: ЦАГИ, МАИ, МГУ им. Ломоносова и ГосНИИАС.

— Направления работы лаборатории определяются двумя вызовами: это повышение безопасности полёта и снижение уровня шума. Лаборатория занимается разработкой комплексных систем автоматического ручного управления, созданием перспективных интерфейсов в кабине самолёта, разработкой совокупности интеллектуальных систем поддержки экипажа в опасных ситуациях, созданием стендовой базы для полунатурного моделирования, формированием четырёхмерных оптимальных траекторий сверхзвукового самолёта, которые позволяют снизить звуковой удар и одновременно адаптированы к перспективной системе управления воздушным движением. Наконец, ещё одно направление — разработка подсистем отказобезопасности и кибербезопасности, — перечислил Александр Ефремов.
Как отметил руководитель лаборатории, были проведены исследования характеристик устойчивости и управляемости перспективного летательного аппарата, выявлен ряд проблем и разработана система критериев для дальнейшего выбора оптимальных параметров проектирования.

Также специалисты лаборатории рассмотрели альтернативные варианты построения системы управления, которые позволят эффективно бороться и с атмосферной турбулентностью, и с возможными отказами в исполнительной или сенсорной части.

— Мы исследовали два варианта интеллектуального управления СПС: первое — это адаптивное управление на основе обучения с подкреплением и нейронных сетей, второе — адаптивная система на базе нелинейной динамической инверсии с онлайн-идентификацией модели движения летательного аппарата, — сообщил Александр Ефремов. — Мы уже протестировали и то, и другое и видим высокую эффективность таких алгоритмов.
Профессор подробно остановился на уникальной разработке МАИ — прогнозном дисплее, который позволит повысить безопасность управления воздушным судном при использовании «слепой» кабины пилота.

— Мы провели испытания на пилотажном стенде и в условиях сильной атмосферной турбулентности, при сдвиге ветра, попадании самолёта в спутный след наблюдаем существенное улучшение качества пилотирования, снижение загрузки лётчика, — подчеркнул он.
Специалисты МАИ выполняют работы в четырёх из пяти лабораторий НЦМУ «Сверхзвук». В число задач МАИ входят оптимизация аэродинамического облика воздушного судна, разработка методов снижения звукового удара, вредных выбросов, акустических нагрузок, моделирование поведения конструкции планера, проектирование адаптивной системы управления и другие.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.