Лазерный удар: доцент МАИ — о новой технологии повышения прочности авиадеталей

Коллектив Московского авиационного института создал уникальную установку для упрочнения металлических изделий, используемых в авиационной промышленности. Как рассказал в интервью RT доцент МАИ Максим Ляховецкий, этот экспериментальный аппарат использует технологию лазерного ударного упрочнения, которая позволяет существенно увеличить ресурс и повысить надёжность деталей, включая такие важные элементы двигателя, как лопатки. Для обработки поверхности изделий применяется твердотельный наносекундный лазер, в результате воздействия которого образуются вмятины, препятствующие возникновению и росту трещин. В ближайшей перспективе в МАИ планируют создать лазерную систему, которая могла бы стабильно и надёжно работать в промышленных масштабах.

Максим Александрович, насколько мне известно, российская авиатехника отличается большой надёжностью. Ресурс отечественных самолётов и вертолётов по планеру достигает 60–80 лет. Зачем понадобилось создавать новую технологию упрочнения авиадеталей?

Да, вы правы, если речь идёт о ресурсе несущей конструкции летательного аппарата, то он измеряется десятками лет. А, например, ресурс авиационных двигателей значительно меньше и измеряется в тысячах часов, в течение которых требуются постоянный контроль их состояния и при необходимости ремонт или замена деталей.

Применительно к авиации разрабатываемая в МАИ технология позволит значительно увеличить то, что в инженерии называется усталостной прочностью. На наш взгляд, технология лазерного удара или лазерного ударного упрочнения больше всего подходит для деталей, подвергающихся экстремальным механическим нагрузкам в процессе эксплуатации.

В частности, лазерное ударное упрочнение позволит продлить ресурс такому важному элементу любого газотурбинного двигателя, как лопатка. Надёжности этих изделий всегда уделяется особое внимание, так как они производят основную работу по сжатию воздуха в компрессоре и преобразованию тепловой энергии в механическую в турбине.

Благодаря лопаткам создаётся реактивная тяга, достаточная для поднятия летательного аппарата в воздух, и чем выше качество лопаток, тем выше КПД, ресурс и надёжность силового агрегата.

Изготовление лопаток — очень трудоёмкий и высокотехнологичный процесс. Неслучайно лишь четыре страны (Россия, США, Великобритания и Франция) имеют возможность производить авиационные двигатели своими силами.

Промышленная лазерная установка / © пресс-служба холдинга «Швабе»

Повышение ресурса и надёжности лопаток — одна из основных задач, которую мы пытаемся решить. Почему это так важно?

На современных пассажирских самолётах двигатели располагаются на крыле. В тракт силового агрегата часто попадают посторонние предметы: от песка до птиц. В результате на кромках лопаток образуются повреждения в виде забоин, что в дальнейшем может привести к образованию трещин и даже разрушению лопаток в полёте.

В чём суть технологии лазерного упрочнения и её уникальность?

Для получения эффекта упрочнения в металле мы используем твердотельный наносекундный лазер с большой плотностью мощности (порядка 10 ГВт/см²). Этот тип лазеров стал совершенствоваться благодаря экспериментам в области термоядерного синтеза.

После специальной подготовки обрабатываемой детали излучение твердотельного наносекундного лазера инициирует на её поверхности микровзрыв, ударная волна от которого передаётся в металл.

Это явление было впервые описано ещё в советские годы сотрудниками Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Гургеном Аскаряном и Евгением Морозовым, а также Львом Миркиным из МГУ. Однако практическое приложение этим явлениям в технологии было найдено только в начале 1990-х годов.

Ударная волна от микровзрыва приводит к образованию локальной зоны пластической деформации на поверхности. Если говорить по-простому, то в детали образуется небольшая вмятина. Металл внутри вмятины становится как бы сжатым. Последовательная обработка поверхности и образование множества таких зон приводит к формированию слоя сжатого металла.

Если на поверхности детали возникнет дефект в виде зарождающейся трещины, то скорость её роста вглубь металла будет значительно снижена за счёт «обжатия» трещины слоем модифицированного металла. В результате деталь становится значительно прочнее.

А в чём заключаются недостатки существующей технологии упрочнения?

На отечественном и зарубежном производстве достаточно давно применяются дробеударные методы. Это хорошо освоенная и широко применяемая технология упрочнения.

Её суть состоит в ударном воздействии на поверхность детали металлических или керамических шариков, которые разгоняются воздухом, крыльчаткой (вращающимися частями различных механизмов) или каким-либо иным способом, который приводит к деформации поверхности металла. Недостатком дробеударных методов являются невысокие (по сравнению с лазерным ударом) глубина и величина сжатия слоя металла, примерно в 2–6 раз меньше.

К какому результату вы сейчас пришли?

Весной прошлого года мы начали сотрудничать с АО «ОДК-Авиадвигатель» в разработке технологического процесса лазерной ударной обработки лопаток газотурбинного двигателя. В рамках этой работы была создана первая российская экспериментальная установка для обработки деталей.

Максим Ляховецкий (второй справа) с инженерами кафедры 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» / © пресс-служба МАИ

В последнее время в авиации всё чаще применяются детали из композиционных материалов, в том числе и лопатки. Нужна ли таким элементам двигателя технология лазерного удара?

Композиты — это отдельный мир, где действуют свои законы и используются особые технологии производства. Типичная композитная деталь представляет собой переплетённые волокна, скреплённые между собой связующим веществом.

Если адгезия (в данном контексте — связь между волокнами и связующим) плохая, то прочность и надёжность детали будет низкой. Чтобы проверить композит на прочность, часто применяется так называемый разрушающий контроль. Например, недавно он проводился с кессоном — силовым элементом композитного крыла МС-21.

Применительно к композитам на основе технологии лазерного удара нельзя упрочнить деталь, но можно разработать процесс контроля адгезии, который позволит оценивать качество с помощью лазерного удара. Думаю, что такая технология благодаря своей точности может вполне найти нишу в производстве композитных деталей.

Для каких ещё деталей авиадвигателя, помимо лопаток, будет актуальна технология лазерного удара?

В авиационном двигателе технология лазерного удара может повысить усталостную прочность диска, в который устанавливаются лопатки, и вала, к которому крепится сам диск. Большое значение технология имеет для упрочнения шлицевых и зубчатых соединений, обеспечивающих передачу вращающего момента.

Все эти детали подвержены большим знакопеременным нагрузкам (резкие перепады в механических нагрузках. — RT), а значит, чувствительны к развитию усталостных трещин. Таким образом существует достаточно большая номенклатура деталей авиационного двигателя, которые требуют упрочнения с помощью технологии лазерного удара.

Насколько планируется повысить прочность деталей?

Сейчас мы находимся на этапе проведения испытаний и как раз стремимся понять точные цифры повышения усталостной прочности, чтобы оценить эффективность разработанных режимов. Заказчик ожидает, что технология покажет улучшения не менее чем на 20% по сравнению с традиционными методами. По некоторым сведениям, можно достигнуть улучшения и до 100% относительно штатных технологических процессов.

Но насколько в принципе важно на практике существенно повышать прочность деталей? Ведь многие комплектующие порой проще заменить на новые…

Во-первых, ситуации бывают разные, и, к сожалению, не редки случаи разрушения деталей в полёте. Поэтому важно повышать надёжность элементов такой ответственной техники.

Во-вторых, существует большое число изделий, относящихся к энергетическому оборудованию (газотурбинные установки, газоперекачивающие аппараты, нефтепромысловое оборудование и пр.), которые работают в местах, куда не так просто добраться, а тем более провести качественный ремонт. То есть в данном случае надёжность работы агрегатов также имеет определяющее значение.

Промышленный станок с использованием лазерной энергии / © rostec.ru

Можно ли говорить, что ваша технология универсальна и может потенциально получить более широкое применение?

По сути, она может применяться для повышения прочности любых металлических изделий, работающих в условиях знакопеременных нагрузок. Помимо авиации, технология лазерного удара может быть востребована для повышения прочностных характеристик энергетических установок, силовых агрегатов морского базирования, оборудования АЭС, агрегатов и узлов космических аппаратов, газодобывающего и нефтепромыслового оборудования и др.

С другой стороны, для отраслей промышленности, где нет серьёзных проблем с заменой комплектующих и техобслуживанием, технология лазерного ударного упрочнения может быть избыточной.

Можно ли говорить, что эта технология в целом достаточно дорогая? Реально ли её внедрить в промышленных масштабах?

Не скрою, что технология лазерного удара значительно дороже дробеударного метода. Положительный эффект для потребителя достигается главным образом за счёт значительного увеличения ресурса эксплуатации оборудования, которое становится более неприхотливым и стойким к воздействию факторов окружающей среды.

Доведение технологии лазерного удара до промышленного использования — наша ключевая задача. Сейчас с этой целью мы проводим соответствующие НИР (научно-исследовательские работы) и ОКР (опытно-конструкторские работы).

Текущей основной задачей является создание отечественной лазерной системы, которая могла бы стабильно и надёжно работать в условиях производства. У нас есть полное видение того, как адаптировать её для промышленной эксплуатации. Для этого мы используем широкую кооперацию и стараемся интегрировать все лучшие технические решения и практики.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.