Место для одного: сократят ли экипаж в самолётах

Авиакомпании хотят поскорее приблизить тот момент, когда экипаж самолёта станет одночленным. Регуляторы и производители смотрят на это с осторожностью. О перспективах, плюсах и минусах такого новшества рассказал доктор технических наук, заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, руководитель лаборатории НЦМУ «Сверхзвук» Александр Викторович Ефремов.

Почему вообще возник вопрос замены двух пилотов на одного?

Мы постепенно движемся к переходу к одночленному экипажу, работа в этом направлении сейчас ведётся во всём мире. Всего два основных мотива: экономия средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора: согласно статистике ИКАО примерно 75% авиационных происшествий связано именно с ним.

Помимо этого уменьшение состава пилотов на борту связано с компоновкой самолётов. Мы в МАИ и ещё целый ряд организаций работаем над созданием нового концепта и проведением фундаментальных исследований по новому поколению сверхзвукового пассажирского самолёта. Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, такой летательный аппарат должен иметь очень узкий фюзеляж. А значит, и два пилота в один ряд там не разместятся. Получается, нужно сажать либо одного, либо одного за другим.

Как будет осуществляться переход с технической точки зрения? Ведь должны измениться наземная инфраструктура, передача информации, сама кабина пилота.

Конечно, вопрос о том, как оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые выполняют левый и правый пилоты – очень непростая задача. Особенно на взлёте и посадке, где идёт максимальное взаимодействие обоих членов экипажа.

В первую очередь, должно быть произведено много работы по средствам отображения информации. Необходимо, чтобы самолёт легко пилотировался как при штатных, так и нештатных условиях.

Касательно взаимодействия с землёй при нештатных ситуациях одной из современных тенденций является возможность передачи управления самолётом наземному экипажу. Это очень сложная и дорогая задача. И, безусловно, надёжность всех систем должна быть на порядок выше.

Про системы – очень интересный вопрос. Ведь всё больше функций по управлению самолётом передаётся от человека к компьютеру. Какая работа сейчас ведётся в этой области в МАИ?

Сейчас мы очень интенсивно работаем над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора, являющегося частой причиной авиапроисшествий. Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит лётчика, которому не придётся следить за десятком приборов.

Испытания дисплея в экстремальных условиях уже доказали его эффективность. По результатам такой способ представления информации позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.

Насколько сложно посадить огромный самолёт силами наземной службы?

Это можно сделать, но есть ряд специфических проблем. Например, сигнал с земли на самолёт может запаздывать до 1,5 секунд. Это немало, и в режиме ручного управления может привести к катастрофе. Мы работаем над тем, как компенсировать это разработкой определённых алгоритмов, но пока все работы находятся на научно-исследовательском уровне. Все эти новшества требуют многолетней доработки.

Когда, по вашему мнению, можно ожидать, что самолётом будет управлять один пилот?

Это перспектива не двух-трёх лет, а значительно более далёкий горизонт. Я думаю, где-то лет 20. При этом препятствием к быстрому переходу является не только решение ряда упомянутых мной выше технических задач. Тут ещё и психологический вопрос. Согласитесь ли вы сесть в самолёт с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос.

Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.