Михаил Погосян представил в Госдуме первые итоги внедрения новых форматов высшего образования

26 октября в Государственной Думе состоялось совместное заседание Экспертного совета Комитета ГД по промышленности и торговле по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности и Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России на тему «Совершенствование системы высшего образования в интересах предприятий ОПК». Участниками заседания стали Председатель Комитета ГД по промышленности и торговле, первый Вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв, председатель Экспертного совета, член Бюро СоюзМаш, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, представители вузов, реализующих пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования, и отраслевых корпораций.

— Для того, чтобы достичь тех задач, которые поставил наш Президент, одних финансовых ресурсов недостаточно. Необходимо найти новые выверенные шаги для кадрового обеспечения как предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и предприятий высокотехнологичной промышленности, — подчеркнул Владимир Гутенёв важность темы заседания.
Как отметил во вступительном слове Михаил Погосян, по оценке специалистов, экономике Российской Федерации до 2030 года необходимо 2,3 миллиона новых кадров.

— Это комплексная задача, решение которой зависит от тесного взаимодействия между индустрией и системой образования, а также от различного рода проектов, которые сегодня реализуются Правительством Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования, — сказал Михаил Погосян.
На заседании ректор МАИ представил первые итоги реализации в университете пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, который был запущен в этом году указом Президента России.

— Выпускники вузов сегодня должны уметь сами формулировать проблему, составлять техническое задание и управлять инновационными проектами. Вот главная мысль, которую мы закладываем в рамках реализации проекта по совершенствованию системы высшего образования. Сегодня продуктом становится не летательный аппарат или ракетный комплекс, а жизненный цикл изделия. И нужно, чтобы проектировался весь жизненный цикл: чтобы специалисты уже на этапе проектирования оценивали стоимость, эксплуатационные возможности, создавали систему сервиса. В этом направлении мы и планируем реализовывать наши образовательные программы, — подчеркнул Михаил Погосян.
По словам ректора МАИ, важным шагом для университета стал переход к модульной структуре программ высшего образования, состоящей из пяти универсальных и четырех профессиональных модулей, которые, начиная с первого курса, позволяют студенту видеть свою будущую траекторию. Также на заседании выступил врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Алексей Левченко. Он рассказал о введении новой методики определения контрольных цифр приёма, при которой в этом процессе активно участвуют субъекты РФ, формирующие предложения по кадровым потребностям.

Левченко отметил, что заседание Экспертного совета призвано укрепить тесное взаимодействие вуза с работодателем, чтобы в нужном объеме выполнять госплан подготовки кадров для ОПК в современных изменяющихся социально-экономических условиях и оперативно отвечать на возникающие кадровые потребности. Кроме того, Левченко рассказал о дополнительном наборе ещё 10 Передовых инженерных школ с 2024 года.

— Передовые инженерные школы себя оправдывают. В рамках проекта осуществляется широкий спектр и научных разработок, и прикладных исследований, и, самое главное, — подготовка передовых инженеров, которые будут решать перспективные задачи, — сказал Левченко.
Выступление Директора по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех» Юлии Цветковой было посвящено тому, как строится опережающая подготовка кадров в интересах госкорпорации в контексте реформы высшего образования. Цветкова подчеркнула, что МАИ — это ключевой партнер Ростеха, в сотрудничестве с которым в 2020 году был запущен пилотный профессиональный образовательный трек «Крылья Ростеха».

Далее выступила ректор МИСиС Алевтина Черникова. Для МИСиС участие в пилотном проекте по реформе высшего образования стало новым шагом в развитии образовательной модели. Университет делает упор на усилении роли работодателя при разработке, реализации и оценке образовательной программы. Черникова отметила, что университет уделяет внимание персонификации образования через цифровизацию и системную работу с бизнес-партнерами.

Следующим докладчиком был заместитель генерального директора по науке АО «ИСС» Кирилл Охоткин. Он рассказал о проектно-ориентированной подготовке кадров непосредственно на проектах, которые сейчас реализуется в отрасли. Это позволит минимизировать время, необходимое молодым специалистам на адаптацию.

Директор Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов поделился опытом перестройки обычной вузовской структуры в корпоративную, чтобы эффективнее работать с индустрией и понимать ее потребности. Так, в «Моторах будущего» введены должности замдиректора по качеству, замдиректора по производству, по НИОКРу и даже отдел сертификации авиационной техники. Фактически ПИШ копирует все бизнес-процессы предприятия.

Слово на заседании Экспертного совета дали и молодым специалистам — Никите Родину, инженеру АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» и Александру Спирину, начальнику управления социальных и молодежных проектов (программ) АО «ПО «Завод имени Серго». Оба специалиста — победители личного рейтинга Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего».

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.