На форуме «Сообщество» обсудили вопросы подготовки инженеров
Какие они — молодые инженеры сегодня? Как стать одним из них? Почему наука, образование и производство должны быть интегрированы? На Итоговом форуме «Сообщество» в кластере «Ломоносов» обсудили вопросы, проблемы и перспективы инженерного образования.
Детская мечта и практический подход
Интерес ребёнка к техническому образованию важно заметить и начать развивать как можно раньше. Такое мнение на форуме «Сообщество» высказала член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки, первый проректор Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) Наталия Молоткова.
— Мы наблюдаем снижение мотивации к освоению сложных, но интересных инженерных специальностей среди молодёжи, — отметила она. — Поэтому важно вовлечение в раннюю профориентацию, чтобы ребята понимали, кем они будут работать, в каком университете они могут получить профессию.
Чтобы развивать интерес к техническим специальностям в детстве, при ТГПУ, например, действует дошкольная академия естественных наук, рассказала Наталия Молоткова. Также она отметила, что важно поддерживать инженерные классы и сотрудничающие с техническими вузами школы.
Главный конструктор по перспективным разработкам «ОКБ им. А. Люльки» — филиала ПАО «ОДК-УМПО» Андрей Мухин рассказал, что раньше для предприятия было проблемой привлечь молодых специалистов. Теперь ситуация изменилась. Современные студенты учатся и начинают карьеру иначе. Они защищают командные дипломы и даже проходят групповые собеседования.
— Нам иногда тяжело их понять, они по-другому проходят к работе. Приходят на собеседования сразу всей командой. Мы готовы принимать целые группы с проектами и развивать их. Коммуникация — важный навык для инженера. Новые технологии сегодня не создать в одиночку, — добавил Мухин.
Образование, наука и производство должны быть взаимно интегрированы, отметила Наталия Молоткова.
— Сегодняшний инженер, не рождая новые проекты и не понимая, как работать в команде, не способен к выполнению миссии технологического лидера. Потому что важна не только идея, но и воплощение. Любое техническое образование должно носить практико-ориентированный характер, — подчеркнула она.
Предсказания на перспективу
На форуме «Сообщество» говорили и о перспективах развития технических направлений в целом.
— Мы должны перейти от задач технологического суверенитета к задачам технологического лидерства, — подчеркнул председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.
Для этого необходимо не только готовить инженеров под запрос работодателей, но и делать стратегический долгосрочный кадровый прогноз. То есть понимать, какие специалисты понадобятся через несколько лет.
— Например, по мере реализации программы развития гражданской авиации понадобится большое количество специалистов по эксплуатации для российской техники, — отметил Михаил Погосян.
Для достижения высоких результатов также необходимо вести научную работу в вузах, вовлекать университетское сообщество в решение актуальных для экономики задач. Кроме того, важно, чтобы уже действующие специалисты регулярно повышали квалификацию.