На защите аккумулятора: устройство маёвца заменит импортные системы управления батареей

Электробусы, электромобили, электровелосипеды… Все эти устройства перемещаются благодаря энергии аккумуляторов, а точнее, аккумуляторных сборок, которые эффективно служат благодаря встроенной в них системе управления. Над этим устройством и трудится один из студентов МАИ Вадим Сертаков.

Вадим, откуда интерес к электронике?

Радиоэлектроникой я увлекаюсь с детства. Это мое основное хобби, которое нашло воплощение в моих устройствах, разработках.

А как родилась идея устройства?

В 2016 году у меня появился электрический велосипед (в такой технике применяются силовые аккумуляторы), и меня будоражила идея увеличить дальность пробега. На тот момент она у меня упала из-за разбалансировки аккумулятора. Я решил попробовать сделать модернизацию имеющихся аккумуляторов — установить свою систему управления батареями… Так все и началось.

Работали самостоятельно?

Разработкой занимался самостоятельно, а вот испытания на велосипеде и устройствах более сложных проводил совместно с коллегой Дмитрием Прохоровым, это мой одногруппник по институту.

Что собой представляет устройство?

Аккумуляторы используются в разной технике — начиная от смартфонов, заканчивая электробусами, электромобилями. Но если речь идет о крупной технике, то там используются аккумуляторные сборки: это аккумуляторы (корректнее — ячейки), последовательно соединенные между собой (16, 24, 32 штуки и так далее).

Произойдет разбалансировка аккумуляторной сборки. А это недопустимо, потому необходимо отслеживать, измеряя напряжение каждой из ячеек. Эту задачу и решает разработанное мной устройство, и оно является частью будущей системы управления аккумуляторной батареей.

Как оно работает?

Оно построено на мультиплексорах. Аккумуляторная сборка подключается сначала к четырем парам мультиплексоров, к каждому подключается по восемь ячеек. В сумме — 32. К выходам этих мультиплексоров подключается один высоковольтный мультиплексор, объединяющий показания с предыдущих. АЦП (аналогово-цифровой преобразователь — прим. ред.) подключен к батарее через гальваническую развязку, поэтому напряжение на выходах с высоковольтного мультиплексора для АЦП относительно батареи будет равно напряжению одной ячейки, АЦП спокойно будет работать. Таким образом, переключая мультиплексоры и производя замеры АЦП, производим замеры каждой ячейки аккумуляторной сборки.

Устройство представляет собой печатную плату, в которой есть разъем для подключения аккумулятора, разъем управления, а также различные элементы: мультиплексоры, резисторы, конденсаторы и другие компоненты.

Аналогов вашему устройству на российском рынке нет. В чем его уникальность?

В странах, где широко развита полупроводниковая электроника, производятся готовые интегральные микросхемы системы управления батареей. К таким устройствам подключаются ячейки аккумуляторной сборки, и микросхемы следят за ячейками — при необходимости отключают нагрузку или подключают зарядное устройство, все происходит в автоматическом режиме. Это готовое решение.

Но в условиях нашей страны такие готовые интегральные микросхемы не производятся, поэтому российские инженеры, если перед ними стоит задача разработки какой-либо системы управления батареями, создают ее на преимущественно дискретных элементах: мелких транзисторах, конденсаторах, мультиплексорах, операционных усилителях и т.д. Я создал решение на мультиплексорах. В России они достаточно широко распространены, есть большой выбор. Поэтому скорее не уникальностью, а особенностью и полезным плюсом я бы назвал то, что моя схемотехника позволяет использовать отечественные компоненты, что на сегодняшний день очень актуально и выигрышно.

На какой стадии сейчас работа над устройством?

Пока это не полноценная система управления батареей, она не реализует функционал отключения нагрузки, подключения/отключения зарядного устройства, а осуществляет лишь слежение за ячейками. Для создания полноценной системы управления батареей мне необходимо разработать систему балансировки ячеек, этим в ближайшее время я и займусь. Так, объединив систему балансировки с текущим устройством, я получу готовую систему управления батареями, которую можно запускать в производство.

Для каких компаний ваше устройство будет актуальным?

Например для Москвы производятся электробусы на ПАО КАМАЗ, и моя система управления батареями могла бы стать частью таких крупных проектов.

Какова цена вашего устройства на сегодняшний день?

В прототипе я использовал импортные комплектующие, и цена устройства составила 1700 рублей. Когда я определюсь с тем, какие мультиплексоры отечественного производства буду использовать, будет понятна и окончательная цена устройства.

Какое максимальное количество ячеек можно подключать к вашему устройству?

При текущей схемотехнике можно подключать до 32 ячеек. Есть, правда, ограничение по суммарному напряжению аккумуляторной сборки — до 72 вольт.

Получали обратную связь от профессионалов рынка?

Да, конечно, и очень положительную. Так, в мае этого года я участвовал в конференции, организованной Уральским федеральным университетом имени Ельцина. Жюри заинтересовалось моим проектом, дали дельные советы. Это, конечно, стимулирует к развитию и подстегивает продолжать работу в выбранном направлении.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.