Национальная экосистема высокоскоростного транспорта: итоги форума ЦАГИ и МАИ

4-9 сентября на базе Парка науки и искусства «Сириус» проходил научный форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта», организаторами которого являлись участники консорциума Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» — Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского и Московский авиационный институт.

В форуме приняли участие более 230 ведущих российских учёных, представителей промышленности и профильных министерств, а также молодых специалистов. В рамках масштабного мероприятия прошли Международная конференция «Фундаментальные проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) нового поколения», 1-я Международная конференция «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения» и XXII Международная школа-семинар «Модели и методы аэродинамики».

Открыло форум пленарное заседание, в котором приняли участие научный руководитель ЦАГИ, академик РАН Сергей Чернышёв, ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян, генеральный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, генеральный конструктор-заместитель генерального директора ПАО «ОАК» Сергей Коротков и другие учёные и эксперты. В числе наиболее актуальных тем, которым было посвящено пленарное заседание, стали вопросы, связанные со стратегией научно-технического развития Российской Федерации, проблемой связанности территорий, ключевыми технологиями создания СПС, такими как новая аэродинамика, малошумная силовая установка, новые материалы, перспективные системы, основные проблемы в создании СПС: звуковой удар, силовая установка, обеспечивающая необходимые характеристики к такого вида полётам и т.д., вопросы подготовки кадров.

Связанность территорий

Одной из ключевых тем форума стал вопрос обеспечения связанности территории страны: она была поднята ректором МАИ, академиком РАН Михаилом Погосяном на пленарном заседании. В своём выступлении Михаил Погосян отметил, что связанность территории в России является одной из важнейших конкурентных характеристик состояния экономики и социальной жизни государства.

— Развитие транспортно-логистических систем, которые обеспечат быструю и безопасную доставку пассажиров и грузов, становится важной комплексной и научно-технической задачей для научно-образовательного и бизнес-сообществ, — подчеркнул он.

8 сентября в рамках секции «Транспортные-технологические системы на основе высокоскоростных транспортных средств» прошла дискуссия на предмет обеспечения более быстрого и качественного перемещения пассажиров и груза из одной точки в другую. В ходе секции были затронуты особенности авиационной, железнодорожной и судостроительной отрасли. Предметом обсуждения участников форума стали комплексные и научно-технические задачи, решение которых должно повысить связанность территории, качество жизни людей и эффективность хозяйственной деятельности.

Экологические требования

Другим обсуждаемым вопросом форума стала тема экологических требований, предъявляемых к сверхвуковому самолёту нового поколения. В своём докладе на пленарном заседании форума Михаил Погосян отметил, что самой критической, не решённой до настоящего времени задачей, является разработка эффективного двигателя, отвечающего противоречивым требованиям по экономичности и шуму.

— В вопросе оптимизации уровня звукового удара мы достигли большого прогресса. Если сверхзвуковая авиация первого поколения вообще не рассматривал этот вопрос, то сегодня мы уже имеем набор технологий, позволяющих сделать большой шаг к решению поставленных задач, — сказал он.

Подготовка кадров

Михаил Асланович отметил, что для того, чтобы решать поставленные задачи, связанные со стратегией научно-технического развития нашей страны, необходима подготовка комплексных инженеров. Сегодня в рамках таких научных и образовательных программ, как «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», МАИ реализует подготовку кадров, которые способны обеспечить внедрение новых технологий в перспективные проекты.

Этому же вопросу 6 сентября была посвящена секция «Программы кадрового обеспечения высокоскоростных транспортных систем», где о комплексной системе подготовки кадров по программам высшего образования по новым перспективным направлениям технологий в МАИ рассказал проректор по учебной работе Дмитрий Козорез. Он отметил, что одна из основных целей МАИ — готовить инженеров новой формации, лидеров изменений, ориентированных на создание и развитие перспективных технологий, формулирование и решение новых комплексных междисциплинарных задач. В МАИ реализуются различные форматы индивидуализации образования, активно развивается модель целевого обучения: большая часть студентов-целевиков университета — будущие сотрудники компаний, входящих в состав ГК «Ростех»: ПАО «ОАК», АО «ОДК», Холдинг «Вертолёты России», Холдинг «Технодинамика», а также ЦАГИ, Роскосмоса, АО «КТРВ», НИЦ «Институт им. Жуковского».

— В рамках «Передовой инженерной школы» МАИ и стратегического проекта программы развития университета «Приоритет 2030» мы сфокусированы на подготовке комплексных инженеров. Такие специалисты сочетают в себе базовые инженерные компетенции, знания и навыки в области IT и бизнеса, способность комплексного видения инженерных задач, умение строить междисциплинарную коммуникацию, работать в проектных командах, ориентироваться на конечный продукт, — отметил Дмитрий Александрович.

Участниками секции по кадровому обеспечению, помимо МАИ, стали представители ЦАГИ, ПАО «ОАК», РУТ МИИТ, БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, ОКБ им. А. Люльки, МАДИ.

Молодёжный форум

В рамках форума состоялась молодёжная образовательная программа, которая включила научно-популярные образовательные лекции, интерактивные сессии, мастер-классы по авиационному моделированию и практикумы, рассчитанные на различные возрастные группы. В комплексе мероприятий приняли участие воспитанники образовательного центра «Сириус» по программе «Физика. Старт в науку», ученики Лицея «Сириус» и других образовательных учреждений федеральной территории «Сириус».

С лекцией о профессии инженера в цифровую эпоху перед ребятами выступил Михаил Погосян. Среди трендов развития технологий он выделил такие направления, как цифровизация, персонализация, искусственный интеллект, новые материалы и экологичность, а также перечислил наиболее перспективные рынки будущего.

С целью наглядности учебно-познавательного процесса МАИ организовал выставку, на которой были представлены инновационные разработки в сфере сверхзвуковой пассажирской авиации. Центральное место в ней занял стенд кабины СПС. Можно было не только узнать особенности и характеристики самолёта будущего, но и попробовать себя в роли пилота. Стенд был разработан Центром «Авионика» МАИ и лабораторией № 3 НИО-101 института № 1 «Авиационная техника» МАИ. Предлагаемый комплексный подход, в котором используются различные современные технологии, позволит повысить качество взаимодействия «самолёт-лётчик — безопасность», а также снизить расходы на разработку или модернизацию кабины экипажа воздушного судна.

Также в числе экспонатов были представлены созданная в центре «Беспилотные летательные аппараты» МАИ с помощью дронов и технологий искусственного интеллекта система дефектоскопии и интерактивный стенд с AR-технологиями центра «Энергетические системы» МАИ , благодаря которому гости выставки могли увидеть виртуальную модель топливной системы вертолёта Ка-226 с элементами фюзеляжа, описанием и возможностью заглянуть внутрь и посмотреть её устройство.

Форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» проходит при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации Программы создания и развития Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» на 2020–2025 годы. Содействие в проведении также оказывают Научный совет РАН по машиностроению и Совет по Приоритету научно-технологического развития «Связанность территории».

Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН».

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.