Национальная экосистема высокоскоростного транспорта: итоги форума ЦАГИ и МАИ
4-9 сентября на базе Парка науки и искусства «Сириус» проходил научный форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта», организаторами которого являлись участники консорциума Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» — Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского и Московский авиационный институт.
В форуме приняли участие более 230 ведущих российских учёных, представителей промышленности и профильных министерств, а также молодых специалистов. В рамках масштабного мероприятия прошли Международная конференция «Фундаментальные проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) нового поколения», 1-я Международная конференция «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения» и XXII Международная школа-семинар «Модели и методы аэродинамики».
Открыло форум пленарное заседание, в котором приняли участие научный руководитель ЦАГИ, академик РАН Сергей Чернышёв, ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян, генеральный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, генеральный конструктор-заместитель генерального директора ПАО «ОАК» Сергей Коротков и другие учёные и эксперты. В числе наиболее актуальных тем, которым было посвящено пленарное заседание, стали вопросы, связанные со стратегией научно-технического развития Российской Федерации, проблемой связанности территорий, ключевыми технологиями создания СПС, такими как новая аэродинамика, малошумная силовая установка, новые материалы, перспективные системы, основные проблемы в создании СПС: звуковой удар, силовая установка, обеспечивающая необходимые характеристики к такого вида полётам и т.д., вопросы подготовки кадров.
Связанность территорий
Одной из ключевых тем форума стал вопрос обеспечения связанности территории страны: она была поднята ректором МАИ, академиком РАН Михаилом Погосяном на пленарном заседании. В своём выступлении Михаил Погосян отметил, что связанность территории в России является одной из важнейших конкурентных характеристик состояния экономики и социальной жизни государства.
— Развитие транспортно-логистических систем, которые обеспечат быструю и безопасную доставку пассажиров и грузов, становится важной комплексной и научно-технической задачей для научно-образовательного и бизнес-сообществ, — подчеркнул он.
8 сентября в рамках секции «Транспортные-технологические системы на основе высокоскоростных транспортных средств» прошла дискуссия на предмет обеспечения более быстрого и качественного перемещения пассажиров и груза из одной точки в другую. В ходе секции были затронуты особенности авиационной, железнодорожной и судостроительной отрасли. Предметом обсуждения участников форума стали комплексные и научно-технические задачи, решение которых должно повысить связанность территории, качество жизни людей и эффективность хозяйственной деятельности.
Экологические требования
Другим обсуждаемым вопросом форума стала тема экологических требований, предъявляемых к сверхвуковому самолёту нового поколения. В своём докладе на пленарном заседании форума Михаил Погосян отметил, что самой критической, не решённой до настоящего времени задачей, является разработка эффективного двигателя, отвечающего противоречивым требованиям по экономичности и шуму.
— В вопросе оптимизации уровня звукового удара мы достигли большого прогресса. Если сверхзвуковая авиация первого поколения вообще не рассматривал этот вопрос, то сегодня мы уже имеем набор технологий, позволяющих сделать большой шаг к решению поставленных задач, — сказал он.
Подготовка кадров
Михаил Асланович отметил, что для того, чтобы решать поставленные задачи, связанные со стратегией научно-технического развития нашей страны, необходима подготовка комплексных инженеров. Сегодня в рамках таких научных и образовательных программ, как «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», МАИ реализует подготовку кадров, которые способны обеспечить внедрение новых технологий в перспективные проекты.
Этому же вопросу 6 сентября была посвящена секция «Программы кадрового обеспечения высокоскоростных транспортных систем», где о комплексной системе подготовки кадров по программам высшего образования по новым перспективным направлениям технологий в МАИ рассказал проректор по учебной работе Дмитрий Козорез. Он отметил, что одна из основных целей МАИ — готовить инженеров новой формации, лидеров изменений, ориентированных на создание и развитие перспективных технологий, формулирование и решение новых комплексных междисциплинарных задач. В МАИ реализуются различные форматы индивидуализации образования, активно развивается модель целевого обучения: большая часть студентов-целевиков университета — будущие сотрудники компаний, входящих в состав ГК «Ростех»: ПАО «ОАК», АО «ОДК», Холдинг «Вертолёты России», Холдинг «Технодинамика», а также ЦАГИ, Роскосмоса, АО «КТРВ», НИЦ «Институт им. Жуковского».
— В рамках «Передовой инженерной школы» МАИ и стратегического проекта программы развития университета «Приоритет 2030» мы сфокусированы на подготовке комплексных инженеров. Такие специалисты сочетают в себе базовые инженерные компетенции, знания и навыки в области IT и бизнеса, способность комплексного видения инженерных задач, умение строить междисциплинарную коммуникацию, работать в проектных командах, ориентироваться на конечный продукт, — отметил Дмитрий Александрович.
Участниками секции по кадровому обеспечению, помимо МАИ, стали представители ЦАГИ, ПАО «ОАК», РУТ МИИТ, БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, ОКБ им. А. Люльки, МАДИ.
Молодёжный форум
В рамках форума состоялась молодёжная образовательная программа, которая включила научно-популярные образовательные лекции, интерактивные сессии, мастер-классы по авиационному моделированию и практикумы, рассчитанные на различные возрастные группы. В комплексе мероприятий приняли участие воспитанники образовательного центра «Сириус» по программе «Физика. Старт в науку», ученики Лицея «Сириус» и других образовательных учреждений федеральной территории «Сириус».
С лекцией о профессии инженера в цифровую эпоху перед ребятами выступил Михаил Погосян. Среди трендов развития технологий он выделил такие направления, как цифровизация, персонализация, искусственный интеллект, новые материалы и экологичность, а также перечислил наиболее перспективные рынки будущего.
С целью наглядности учебно-познавательного процесса МАИ организовал выставку, на которой были представлены инновационные разработки в сфере сверхзвуковой пассажирской авиации. Центральное место в ней занял стенд кабины СПС. Можно было не только узнать особенности и характеристики самолёта будущего, но и попробовать себя в роли пилота. Стенд был разработан Центром «Авионика» МАИ и лабораторией № 3 НИО-101 института № 1 «Авиационная техника» МАИ. Предлагаемый комплексный подход, в котором используются различные современные технологии, позволит повысить качество взаимодействия «самолёт-лётчик — безопасность», а также снизить расходы на разработку или модернизацию кабины экипажа воздушного судна.
Также в числе экспонатов были представлены созданная в центре «Беспилотные летательные аппараты» МАИ с помощью дронов и технологий искусственного интеллекта система дефектоскопии и интерактивный стенд с AR-технологиями центра «Энергетические системы» МАИ , благодаря которому гости выставки могли увидеть виртуальную модель топливной системы вертолёта Ка-226 с элементами фюзеляжа, описанием и возможностью заглянуть внутрь и посмотреть её устройство.
Форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта» проходит при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации Программы создания и развития Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» на 2020–2025 годы. Содействие в проведении также оказывают Научный совет РАН по машиностроению и Совет по Приоритету научно-технологического развития «Связанность территории».
Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН».