Полгода на орбите: маёвец Дмитрий Петелин о пути к мечте — стать космонавтом

Полгода на орбите: маёвец Дмитрий Петелин о пути к мечте — стать космонавтом

На 21 сентября назначен старт пилотируемого корабля «Союз МС-22», названного «К.Э.Циолковский» — в честь 165-летия со дня рождения выдающегося отечественного учёного и идеолога космических полётов. На орбиту отправится аспирант Московского авиационного института Дмитрий Петелин, который станет 130-м отечественным космонавтом. Предстоящий старт будет первым в карьере маёвского космонавта.

Первая орбитальная командировка

В отряде российских космонавтов Дмитрий Петелин числится с 2012 года. Дмитрий готовился к полёту 10 лет. Своё первое назначение он получил в ноябре 2020 года. Это был дублирующий экипаж «Союза МС-18», на котором в космос должны были отправиться два его «одногруппника» — Пётр Дубров и Сергей Корсаков. Но за месяц до старта объявили, что кресло второго бортинженера в соответствии с коммерческим контрактом займёт астронавт NASA. В итоге Сергей Корсаков уступил место Марку Ванде Хаю, а Дмитрий Петелин передал полномочия дублера Энн Макклейн.

Полёт на «Союзе МС-19» тоже не состоялся из-за изменений, связанных с научно-просветительским проектом (на станцию был отправлен кинематографический экипаж фильма «Вызов»). Затем последовала подготовка в Хьюстоне для миссии на Crew Dragon. Но и здесь не сложилось. Впрочем, такова участь любого космонавта: не размышлять о превратностях судьбы, а стойко и терпеливо ожидать своего звёздного часа. И этот час пробил в начале 2022 года: Дмитрий Петелин получил новое назначение — бортинженером дублирующего экипажа корабля «Союза МС-21» (старт состоялся 18 марта) и основного экипажа «Союза МС-22». Началась интенсивная подготовка к полёту.

Синие вездеходы

Дмитрий вырос в посёлке Дружба в Казахстане. Интерес к авиации и космонавтике у него проявился ещё в школе, в авиамодельном кружке. Небо манило 10-летнего Диму.

— В Кустанае я частенько наблюдал необычные синие вездеходы, таких не было нигде. Позднее я узнал, что это спецмашины для эвакуации космонавтов с места приземления: в Кустанае базировался Центр спасения. Кажется, с этого момента я и стал интересоваться, узнавать, как становятся космонавтами, — вспоминает он.

Сначала он хотел стать военным лётчиком, размышляя, что это верный путь в космос. Чтобы поступить в военное училище, нужен был хороший уровень среднего образования. После 9-го класса Дмитрий пошёл в кустанайский Технико-экономический лицей. Затем стал студентом ЮУрГУ, обучаясь по специальности «Самолёто- и вертолётостроение».

Из «Боинга» в Центр подготовки космонавтов

Находясь в поиске работы после окончания университета в 2006 году, Дмитрий узнал, что американский гигант «Боинг» набирает в Москве сотрудников для своих проектов. Дмитрий подал документы и получил приглашение от компании ООО НИК (Научно-инженерная компания, г. Жуковский). Оказалось, что в 1999 году там создали специальный филиал в целях проектных разработок для «Боинга». Успешно пройдя собеседование, следующие шесть лет будущий космонавт занимался инженерными и прочностными расчётами элементов конструкций самолётов «Боинг-747», −777, −787 «Дримлайнер» и других.

— Платили хорошо, ездил в командировки в Сиэтл, изучил английский, но всё время мне чего-то не хватало. Я вновь начал раздумывать о космонавтике, о том, что хорошо бы найти работу в «Энергии» или Центре Хруничева. Правда, в то время молодым специалистам этих предприятий платили небольшие зарплаты, жить и снимать квартиру в Москве было бы трудновато… Но когда появилась возможность поступить в отряд космонавтов, я уже не думал о материальной стороне — исполнить мечту для меня было важнее, — рассказывает Дмитрий.

Однако, Дмитрий чуть не пропустил набор. В апреле 2012 года по телевизору шёл выпуск новостей. В какой-то момент слова ведущего заставили маёвца внимательно прислушаться. Сообщалось о завершении приёма документов для участия в первом открытом наборе в объединённый отряд космонавтов.

— Моё сердце ёкнуло! Как же я мог пропустить объявление о начале отбора! — сокрушался Дмитрий.

Утром, не теряя надежды, что не всё ещё потеряно, он зашёл на сайт Центра подготовки космонавтов и прочёл, что приём документов продлён на месяц. Бросив все дела и планы, срочно занялся подготовкой необходимых бумаг.

Нетривиальной задачей оказалось получить необходимые медицинские справки. Их можно было «добыть» только по месту прописки — в Челябинской области, в райцентре Аргаяш. Не без труда, но сделать это удалось. В итоге собралась толстая папка, которую он, не доверяя почте, лично отвез в ЦПК. Несколько месяцев ждал ответа. И вот наконец раздался долгожданный звонок: его пригласили.

Этапы спортивного тестирования и углублённого медицинского обследования прошли 303 человека. К последнему (очному) этапу отбора по различным причинам были допущены только пятьдесят. И тут Дмитрию пришлось изрядно постараться Особенно непросто пришлось, когда отвечал на глубоко личные вопросы начальника Центра подготовки космонавтов Сергея Крикалёва о мотивации поступления в отряд. «Сито» очного этапа прошли всего десять кандидатов, а вскоре конкурсная комиссия отсеяла ещё двоих. Оставшиеся восемь, в том числе Дмитрий Петелин, были утверждены 8 октября 2012 года.

Аспирантура МАИ

В 2020/2021 учебном году почти все из набора в отряд космонавтов 2012 года поступили в аспирантуру МАИ (в аспирантуру МАИ были зачислены три специалиста ЦПК и шесть космонавтов-испытателей — ред.), ведь профессия предполагает постоянный рост. В кооперации со специалистами МАИ аспиранты работают над перспективными проектами в пилотируемой космонавтике, создают методики оптимизации конструкции авиационно-космических систем, технологии подготовки космонавтов и другие.

Дмитрий Петелин выбрал кафедру «Системы жизнеобеспечения» и тему для диссертации «Оценка качества тренажёров системы обеспечения жизнедеятельности, используемых для подготовки космонавтов к работе на МКС». На время полёта он запланировал несколько тестов на себе и своих коллегах. Кроме того, на МКС регулярно проводят эксперимент «Пилот-Т» по смежной тематике.

— Думаю, наберу достаточно практического материала для диссертации, — замечает космонавт.

Первый полёт длиной в полгода

На советской орбитальной станции «Салют-6» в 1979 году пилотируемый полёт впервые достиг продолжительности в полгода. Позже на «Салюте-7» и «Мире» выполнялись и более длительные экспедиции. Тем не менее учёные пришли к заключению, что полугодовой полёт наиболее оптимален — как с точки зрения работоспособности и здоровья космонавта, так и по экономическим соображениям.

— Нам предстоит несколько выходов в открытый космос. Самое главное — перенести с модуля «Рассвет» на модуль «Наука» европейским дистанционно-управляемым манипулятором ERA радиатор охлаждения и шлюзовую камеру для экспериментов в вакууме. Правда, с ERA не всё в порядке, именно поэтому данные работы «переползли» из программы 66-й экспедиции в наш полёт. Если ERA не заработает, мы должны будем выполнить план с помощью российской грузовой стрелы с механическим управлением. К этим работам мы сейчас готовимся очень активно, — рассказал маёвец об особенностях предстоящей миссии.

Он отметил, что во время экспедиции впервые будут заняты четыре стыковочных порта на российском сегменте. На одном расположится пилотируемый «Союз МС-22», а три других порта займут грузовые корабли «Прогресс МС-19», «Прогресс МС-20» и «Прогресс МС-21». При этом «Прогресс МС-19», стартовавший еще 15 февраля, будет испытан на длительность полёта в 370 суток. Такая продолжительность пребывания «Прогресса» в космосе станет рекордной.

Командиром экипажа назначен Сергей Прокопьев. На третье кресло в корабле претендентами долгое время числились аспирантка МАИ Анна Кикина и американец Фрэнк Рубио. Интрига разрешилась после заключения соглашения между Роскосмосом и NASA о перекрестных полётах. Россиянка стала членом экипажа Crew Dragon, а астронавт NASA отправится в космос на «Союзе».

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.