Промежуточные итоги профориентационного проекта Университета Решетнёва, реализуемого совместно с индустриальными партнёрами, обсудили на Учёном совете
Участие в работе Ученого совета Университета Решетнева, который состоялся 31 января 2024 г., приняли представители индустриальных партнёров вуза и Министерства образования Красноярского края.
Ключевым вопросом обсуждения стал ход реализации профориентационного проекта по формированию мотивированных абитуриентов для поступления на инженерные направления подготовки, который осуществляется совместно с пулом индустриальных партнёров вуза. С докладом выступил проректор по довузовской, внеучебной деятельности и общим вопросам Д.Н. Деревянных. Он рассказала о промежуточных итогах проекта.
По завершении приемной кампании 2023 года российские вузы, в том числе и самые престижные, сообщили о сложностях, возникших при наборе студентов на инженерные специальности.
В связи с этим Университету Решетнёва пришлось оперативно реагировать на ситуацию и корректировать стратегию профориентационной деятельности вуза на 2023/2024 учебный год. Таким образом и родился данный проект,
– Практически все предприятия региона, понимая эту проблему, заинтересованы в ее решении. Наши индустриальные партнёры с полным понимаем и большим энтузиазмом присоединились к инициативе, — заявил Деревянных.
По информации проректора, на подготовительном этапе была проведена масштабная работа сотрудниками факультета довузовской и фундаментальной подготовки по организации проекта. Совместно с предприятиями-партнёрами и институтами были созданы рабочие группы, составлен график посещения общеобразовательных организаций. С октября 2023 года проект был реализован в 294 образовательных организациях региона.
В результате было охвачено более 10 000 школьников Красноярского края. Получено около 7 000 контактов для дальнейшей персональной работы.
– Полученные контакты институты и кафедры используют для дальнейшей индивидуальной работы с будущими абитуриентами. Формат этого взаимодействия у каждого института свой. Чаще всего – это рассылка о правилах приёма, о количестве бюджетных мест, о вступительных испытаниях и т.п. Выпускников приглашают на активности институтов, оповещают об олимпиадах, конкурсах. Таким образом, выпускники этого года сопровождаются нашими преподавателями до момента сдачи ЕГЭ и поступления в университет, – добавляет Дмитрий Николаевич.
Такая работа с выпускниками 11-х классов помогает решать вузу неотложную задачу – повышать уровень мотивации при выборе дисциплин для сдачи ЕГЭ, необходимых для поступления на инженерные направления подготовки – профильная математика, физика, химия, биология.
– Мы видим угрожающую статистику выбора предметов для сдачи ЕГЭ выпускниками в Красноярском крае. Аналогичная картина по всей России. Встречаясь со школьниками, мы отметили целый ряд проблемных моментов. В частности, это инфантильность и их низкая вовлеченность в процесс выбора дисциплин для сдачи ЕГЭ. Очень часто за школьника это решение принимает учитель или родители. Это является следствием недостаточной профориентации ребят в средней школе. Школьник недостаточно информирован не только о профессиях, но и не знает предприятия, где он может работать в будущем, – комментирует проректор.
Это ставит перед вузом новую задачу – проведение «Уроков профориентации» со школьниками 8-10 классов. Эта же идея заложена в федеральных методических рекомендациях для проведения урока в 6-11 классах.
По итогам рассмотрения результатов первого этапа проекта, перед институтами была поставлена задача разработки содержания уроков для обучающихся 8-10 классов.
– С таким же предложением мы обращаемся к нашим индустриальным партнёрам. Предварительно мы получили одобрение по дальнейшему участию в совместном проекте от ряда организаций и высокой заинтересованности в оказании посильной помощи при реализации проекта. Мы благодарим всех, кто откликнулся на нашу просьбу и надеемся, что реализация 2-го этапа проекта принесет свои положительные результаты в ближайшее время, – подытожил своё выступление Дмитрий Николаевич.
О значимости комплексного подхода в решении общей проблемы в своём выступлении говорила замначальника отдела общего образования Министерства образования Красноярского края Т.Ю. Шопенкова. Она отметила, что у министерства и вуза уже есть опыт эффективной работы в рамках деятельности специализированных профильных классов инженерной направленности. Самые интересные практики реализуются в Красноярске, Железногорске и Канске. Но, тем не менее, по словам Шопенковой, в крае есть ряд проблем, связанных с профориентацией, начиная со школьного уровня.
– Мы осознаём причины их возникновения и понимаем, как с ними работать. Это три основных направления, по которым мы так же можем сотрудничать с вами. В первую очередь, это развитие новейшей сети специализированных и корпоративных классов. Когда школа успешно взаимодействует с университетом и предприятием – образуется союз, при котором решается комплекс профориентационных и образовательных задач. Успешный опыт у нас с вами уже есть. Теперь его необходимо расширить и начать взаимодействовать с другими образовательными организациями. Тем более, изменился стандарт обучения в старших классах. Профильное обучение становится нормой для каждого общеобразовательного учреждения, – прокомментировала Шопенкова .
Второй вектор работы, по словам Татьяны Юрьевны, это ранняя профориентация, где важную роль будут играть форматы профессиональных проб. «Наша главная задача – дойти до каждого школьника. Поэтому необходимо масштабировать эту идею до уровня края. Будем думать в каких форматах мы можем зайти в отдалённые территории», – добавила она.
Ещё одним направлением для совместной работы может стать деятельность по повышению квалификации самих кадров, которая поможет решить проблему с кадровым дефицитом в школах. По словам представителя регионального минобра, приток этих кадров может идти не только из педагогических университетов, но и из инженерных вузов, таких как Университет Решетнёва.
Татьяна Шопенкова выразила надежду на плодотворное сотрудничество в кооперации с вузом и градообразующей промышленностью.
Об этом и многом другом узнайте в официальной группе университета ВК и на канале Telegram
#СибГУ #УниверситетРешетнева #ReshetnevUniversity #МинобрнаукиРоссии #образование