Ректор МАИ провёл дискуссию о развитии космической отрасли на III Конгрессе молодых учёных

Ректор Московского авиационного института, председатель Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ Михаил Погосян выступил модератором панельной дискуссии «Новые высоты в освоении космического пространства», которая состоялась 28 ноября в рамках III Конгресса молодых учёных.

Встреча была организована МАИ и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и посвящена космической промышленности как одному из драйверов развития высоких технологий. Сейчас в этой сфере перед нашей страной стоит множество научно-исследовательских задач, которые требуют консолидации сферы образования, государственных предприятий отрасли и частного бизнеса. Это создание группировок малых космических аппаратов, повышение качества связи и навигации, проектирование Российской орбитальной станции (РОС), освоение дальнего космоса и другие.

Молодым учёным, – а средний возраст участников конгресса составляет 30 лет, – космическая отрасль даёт большие возможности, чтобы не просто найти место в интересной профессии, но и вписать своё имя в развитие новых технологий, которые внедряются в космосе уже сегодня.

– Перед российской космической отраслью стоят большие задачи, и в их решение вовлечены не только государство и Государственная корпорация «Роскосмос», но и частные высокотехнологичные компании, университеты и научные организации, – отметил во вступительном слове Михаил Погосян.
В начале дискуссии выступил первый заместитель генерального директора Роскосмоса Андрей Ельчанинов. Он коснулся главных приоритетов госкорпорации: развития орбитальной космической группировки и перехода к серийному изготовлению космических аппаратов в рамках проекта «Сфера», внедрения в эксплуатацию нового поколения ракет-носителей и разработки новых ракетных двигателей в рамках программы «Ангара», создания Российской орбитальной станции, проектов ядерной космической энергетики и других.

– Хочу в очередной раз подчеркнуть, что Роскосмос является открытой корпорацией. Мы открыты к сотрудничеству по любым направлениям. В частности, готовясь к обсуждению перспектив строительства Российской орбитальной станции, мы пригласили к открытому диалогу практически всё научное сообщество, все ведущие вузы, которым интересна авиационная, космическая тематика, все институты, которые находятся в периметре Российской академии наук, профильные институты, которые занимаются этими проблемами, в том числе и медицинскими. Мы были готовы выслушать всех и получить заинтересованность, в том числе формируя научную программу, которая будет реализовываться на Российской орбитальной станции, – отметил Ельчанинов.
Подробнее о проекте РОС, полномасштабный старт которого планируется с 2024 года, рассказал заместитель генерального директора по программам и стратегии ПАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королёва» Владимир Волик.

При создании РОС планируется реализовать совершенно новые подходы. Например, за счёт модульной системы станция может стать фактически вечной: если ресурс одного модуля исчерпается, его можно будет заменить. На станции предусмотрена возможность организовывать производство, например, лекарств. Из-за рубежа уже поступают заявки на создание национальных модулей, которые можно будет пристыковывать к РОС.

– Что касается технологий, сегодня мы на российском сегменте МКС зависим фактически на 90% от американской части. Такого не будет. Мы наконец возрождаем собственную солнечную энергетику для нашей орбитальной станции. Плюс мы вводим новые форматы и интерфейсы внутреннего взаимодействия целевой аппаратуры и управления бортом. Это абсолютно новые системы, которые в 2027 году будут функционировать на первом модуле. Системы жизнеобеспечения космонавтов также будут доработаны и улучшены, – отметил Волик.
Также в ходе встречи стало известно о запуске в 2024 году акселератора научных проектов для станции РОС, в котором могут принять участие студенты.

Касаясь кадрового вопроса, заместитель генерального директора по науке АО «РЕШЕТНЁВ» Кирилл Охоткин сказал, что новые специалисты требуются отрасли уже сегодня. Он отметил важность консорциума «Созвездие Роскосмоса», который действует уже два года. «РЕШЕТНЁВ» также создал собственную интегрируемую кадровую систему вместе с рядом университетов-партнеров, в число которых входит МАИ.

Генеральный директор АО «АК «Новый космос» Антон Алексеев высказался об университетских программах по подготовке малых космических аппаратов, которые сегодня могут выступить одним из стимулов развития цифровых технологий на стыке инженерии и IT.

– Массовая программа, если она будет запущена, например, в рамках консорциума технических вузов, позволила бы сильно развить и цифровые технологии, и плеяду кадров, которые могут не только создавать интересные решения в IT, но и давать реальные прикладные результаты на стыке с инженерными науками, – сказал Алексеев.
Начальник отдела АО «ЦЭНКИ» – «НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова» и председатель Совета молодых учёных и специалистов при генеральном директоре Госкорпорации «Роскосмос» Андрей Волынцев говорил о необходимости делать ставку на молодёжь, стремящуюся ломать стереотипы.
– Молодёжь Роскосмоса встречалась с Владимиром Владимировичем Путиным и предлагала идею по созданию Федерального конкурса научно-технических проектов. Это создание огромной воронки, огромного водоворота, где не только участники консорциума вузов, не только сотрудники госкорпорации, не только частный бизнес могут включиться в работу. Это проект на всю страну, – рассказал Волынцев.
III Конгресс молодых учёных проходит в Парке науки и искусства «Сириус» с 28 по 30 ноября. Это ключевое событие Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.