Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

На заре авиации пилотам приходилось применять компас, карту и полагаться в управлении самолётом исключительно на своё зрение. Сейчас же специалисты уже исследуют возможность применения в авиалайнерах программных комплексов с элементами искусственного интеллекта. ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев. Более того, Минпромторг России заявил о планах заменить второго пилота на борту гражданских самолётов на виртуального к 2030 году.

К каким ещё изменениям приведёт развитие цифровых технологий в области бортовых систем, объяснил ведущий инженер Центра «Авионика» Московского авиационного института Глеб Боярский.

С чего всё началось

Элементы автоматических бортовых систем управления (АБСУ) начали активно разрабатываться после Второй мировой войны, что позволило существенно снизить физическую и психофизиологическую нагрузку на экипаж. Это, в свою очередь, дало возможность уменьшить его численность. Если раньше он состоял из пяти-шести членов (пилотов, бортинженера, радиста, штурмана), то сейчас летательными аппаратами в зависимости от их класса управляют от одного до трёх человек. Эти изменения обусловлены автоматизацией выполнения существенной части задач на борту и, конечно, развитием технических средств на земле.

1970-е годы ознаменовались активным развитием микроэлектроники. Именно это во многом определило функциональный прогресс авионики. В отрасли началась новая цифровая эра, которая продолжается до сих пор.

Главными российскими гражданскими проектами являются самолёты Sukhoi Superjet New и МС-21. Они оснащены продвинутыми системами, которые обеспечивают безопасные и эффективные полёты. Во многом модернизация комплекса авионики этих воздушных судов связана с внешнеполитической обстановкой.

— В настоящий момент основной задачей является разработка российского комплекса авионики для гражданских самолётов и вертолётов, не зависящего от иностранных технологий и компонентов, — рассказал Боярский.
Внедрение технологий

Цифровые технологии сегодня выходят на первый план в развитии авионики. Часть из них позволяет самолётам обмениваться данными между собой в реальном времени. Другие обеспечивают сбор, накопление и анализ информации о работе бортовых систем и внешней обстановки. Активно развиваются системы навигации и управления, благодаря которым полёты становятся безопаснее.

Интеграция искусственного интеллекта также меняет подход к авионике. Новые системы предиктивной аналитики с применением ИИ способны предсказывать потенциальные неисправности оборудования, что даёт возможность не только повысить безопасность, но и снизить затраты на обслуживание.

Искусственный интеллект помогает разрабатывать более точные системы прогнозирования погоды, что имеет большое значение на этапе подготовки полётов.

Однако, как пояснил эксперт, в составе бортового комплекса искусственный интеллект пока не применяется, так как нормы разработки и сертификации этого не позволяют.

— Основным приоритетом в гражданской авиации является безопасность, а применение ИИ может дать непредсказуемый результат, если ранее систему не обучали действиям в той или иной ситуации. Вместе с тем ИИ и модели машинного обучения активно используются в наземной работе: в предсказании спроса на рейс, числа пассажиров, которые опоздают на посадку, количества багажа и так далее. Этот аспект не менее важен, так как позволяет оптимизировать затраты на авиаперевозки, — уточнил Боярский.
Возможная непредсказуемость систем с ИИ и забота о пассажирах — причины, которые на данный момент осложняют замену реального, даже второго пилота, виртуальным. Учитывая данные факторы, говорить о создании беспилотных пассажирских летательных аппаратов можно будет только тогда, когда системы управления разовьются до необходимого уровня надёжности и безопасности. Это произойдёт не раньше 2050–2060-х годов, полагают эксперты.

Для создания пассажирских беспилотников важно выполнить и ряд других условий — в частности, преодолеть психологический барьер пассажиров, которые привыкли полагаться на профессиональный экипаж, а не «бездушную» машину.

Тренды развития авионики

Главным трендом развития авионики сейчас является цифровизация летательных аппаратов — передача части второстепенных функций экипажа электронным системам.

Ещё одно не менее важное направление развития — повышение безопасности полётов. Так, в Центре «Авионика» Московского авиационного института разрабатывается система объективного контроля поведения пилотов гражданских самолётов. Она представляет собой совокупность камер, измерителей и вычислителей и отслеживает распределение внимания пилота, положение его тела в кабине, анализирует переговоры экипажа и многое другое.

На основе собранных данных система оценивает адекватность экипажа и его способность безопасно управлять воздушным судном. Если она зафиксирует, что поведение пилота угрожает безопасности пассажиров, в самолёте сработает «режим предотвращения авиационного происшествия». Он предполагает изменение вклада действий экипажа в процесс управления летательным аппаратом и направление самолёта в безопасную зону для принятия решения о продолжении полёта или совершении посадки, возможной в том числе в автоматическом режиме.

Также в развитии авионики наметилась тенденция к повышению энергоэффективности и экологичности воздушного судна. Новые системы управления позволяют снизить потребление топлива и выбросы углекислого газа, что соответствует мировым трендам на сокращение углеродного следа. Умные алгоритмы помогают выбирать наиболее экономичные маршруты, что уменьшает нагрузку на окружающую среду.

— Часть перспективной авионики должна будет обеспечить доступ в интернет в полёте по разумным ценам. Другая — возьмёт на себя развлечение пассажиров на время рейса. Третья будет отвечать за высокую точность навигации, четвёртая — создавать оптимальную рабочую нагрузку на экипаж и так далее. Нерешённых и перспективных задач неимоверное множество: от систем активного шумоподавления в салоне без применения индивидуальных наушников, исследования возможности замены иллюминаторов на мониторы до систем дополненной реальности для пилотов, обеспечивающих возможность безопасной посадки летательного аппарата при нулевой дальности видимости, — добавил Боярский.
Решить упомянутые вопросы в будущем смогут помочь, в том числе, технологии искусственного интеллекта, если удастся расширить их применение и достичь необходимого уровня безопасности в использовании.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.