Состоялся первый набор на «цифровую кафедру» МАИ
Более полутора тысяч студентов Московского авиационного института начали осваивать цифровые компетенции на новых программах «цифровой кафедры» МАИ — проекта, который реализуется в соответствии с программой развития МАИ в рамках программы «Приоритет-2030». Обучающиеся МАИ имеют возможность получить бесплатно дополнительную квалификацию по IT-направлениям и по итогам обучения будут обладать как навыками работы с современными информационными системами, так и умением находить, применять и адаптировать эффективные методы и технологические решения в области цифрового моделирования.
Обучение организовано по шести дополнительным программам профессиональной переподготовки: «Цифровое моделирование и суперкомпьютерные технологии», «Методы искусственного интеллекта и предиктивная аналитика в проектах дефектоскопии», «Методы искусственного интеллекта в задачах обработки результатов дистанционного зондирования Земли», «Прикладные задачи и фреймворки машинного обучения и анализа больших данных», «Прикладные системы инженерных расчётов», «Интеллектуальные технические системы». Программы подготовили и реализуют три кафедры: 806 «Вычислительная математика и программирование», 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» и 307 «Цифровые технологии и информационные системы».
— На базе Московского авиационного института мы уже решали масштабные задачи по подготовке кадров с продвинутыми цифровыми компетенциями, поэтому выстроить новый учебный процесс удалось в короткие сроки, — рассказывает руководитель рабочей группы по организации работ по реализации проекта «Цифровая кафедра» МАИ Мария Булакина. — В университете разработаны и успешно реализуются основные образовательные программы в области информатики, информационных технологий и вычислительной техники, которые постоянно модернизируются с учётом современных трендов. Имеющаяся учебно-методическая база, а также активно развиваемые в МАИ цифровые сервисы поддержки и сопровождения учебной деятельности стали основой для разработки серии дополнительных профессиональных программ.
Как отмечает Мария Булакина, МАИ активно развивает сотрудничество как с ведущими IT-компаниями, так и с IT-подразделениями предприятий аэрокосмической индустрии. Поэтому вопросы внедрения практической составляющей программ и стажировок студентов были также решены быстро и успешно.
Программы позволяют готовить специалистов с уникальными компетенциями и ориентированы на различные категории студентов. Две программы добавляют прикладные цифровые компетенции к базовым, которые формируются на основных образовательных программам по IT-направлениям. Одна программа формирует инженерные знания в области дефектоскопии и обеспечивает возможность профессиональной карьеры на стыке информационных технологий и управления качеством, а другая — на примере анализа космических снимков с использованием технологий искусственного интеллекта позволяет в дальнейшем заниматься решением широкого класса задач в области компьютерного зрения.
Другие четыре программы ориентированы на студентов, обучающихся на направлениях подготовки, не связанных с IT. Одна — для «гуманитариев», которые хотят улучшить свою цифровую грамотность и сформировать навыки и умения применения технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных в своей будущей профессиональной деятельности. Остальные три программы — для развития цифровых компетенций у студентов, обучающихся на инженерных направлениях подготовки.Занятия по программам ведут не только преподаватели МАИ, но и IT-специалисты партнёрских организаций: РЖД-ИТ, МТС, Сбера, Института космических исследований РАН, Института системного программирования РАН и др.
Обучение стартовало с «входного ассессмента» — дистанционной оценки уровня цифровых компетенций студентов, которую проводили координаторы федерального проекта на базе Университета Иннополис. Студентам предстоит пройти ещё два подобных ассессмента: в декабре и в мае. Внешняя независимая оценка позволяет студентам получить сертификат Университета Иннополис, подтверждающий уровень освоения современных цифровых технологий.
Продолжительность обучения составляет восемь месяцев. Каждая программа включает в себя стажировку в партнёрской организации и подготовку итоговой аттестационной работы. Набор на программы будет ежегодным.
— «Цифровая кафедра» даёт студентам МАИ возможность получить вторую — цифровую — профессию параллельно с основной, — отмечает Мария Булакина. — На старте проекта мы увидели большой интерес со стороны студентов МАИ к IT-образованию.