Технологическое лидерство через высшее образование и науку: ректор МАИ выступил модератором круглого стола ОП РФ
31 октября Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки провела круглый стол «Архитектура будущего: строим новую модель высшей школы и науки», модератором которого выступил председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, член Бюро Союза машиностроителей России, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян. Мероприятие прошло в рамках форума «Сообщество», посвящённого 20-летию Общественной палаты Российской Федерации.
Целью круглого стола стало рассмотрение задач, стоящих перед системой высшего образования и научным сообществом в рамках реализации национальных проектов и работы по обеспечению технологического лидерства.
Сомодератором мероприятия стал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. В числе спикеров выступили заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Андрей Омельчук, заместитель генерального директора Российского научного фонда Андрей Блинов, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, член Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД России Оксана Гаман-Голутвина.
Вуз – партнёр государства и бизнеса
В своём выступлении Михаил Погосян рассказал про важность глубокой трансформации подхода к высшему образованию. Университет, исходя из долгосрочных прогнозов и детального анализа потребностей рынка, должен быть не просто транслятором знаний, а активным партнёром государства и бизнеса в формировании будущих кадровых ресурсов, способных отвечать на стратегические вызовы и обеспечивать технологическое развитие страны.
– В сотрудничестве с индустриальными партнёрами университеты должны точно формулировать требования к подготовке кадров, определять необходимые направления и специализации, – отметил ректор МАИ.
В качестве примера Михаил Погосян рассказал о сотрудничестве МАИ с Объединённой авиастроительной корпорацией.
– Совместно мы разрабатываем не только оперативный, но и долгосрочный технологический прогноз, определяющий скорости и объёмы внедрения таких инноваций, как композитные конструкции, аддитивные технологии и методы математического моделирования, – добавил ректор МАИ.
Развивая тему долгосрочных прогнозов, он отметил активное развитие рынка беспилотных авиационных систем. БАС, изначально применявшиеся в сфере безопасности, постепенно переходят к решению широкого спектра транспортных задач, что требует высококвалифицированных специалистов с глубокими фундаментальными знаниями.
Также Михаил Погосян отметил комплексность подхода, применяемого в МАИ в рамках внедрения новой модели высшего образования. Он включает персонализацию обучения, актуализацию программ, их масштабирование через сетевое взаимодействие с региональными вузами, а также ориентацию на ожидания студентов, которые хотят получить не просто диплом, а релевантные знания и навыки. Ректор МАИ подчеркнул, что переход на новую образовательную модель позволил университету выйти на беспрецедентный уровень взаимодействия с индустрией.
– Значительно выросло число студентов, обучающихся по целевым программам. Это свидетельствует о том, что индустриальные партнёры глубоко осознают свои кадровые потребности и чётко формулируют запрос на специалистов. Для университета это является положительной обратной связью и подтверждением правильности выбранного пути, – пояснил Михаил Погосян.
Ключевые результаты
В рамках мероприятия обсуждались масштабные реформы в системе высшего образования и науки, развитие исследовательской и образовательной инфраструктуры, механизмы и инструменты поддержки исследователей в приоритетных областях науки, а также ключевые компетенции педагога нового поколения и требования к нему в условиях цифровой трансформации образования.
– Сегодня формируется новая архитектура российского высшего образования и науки, где кампусы становятся центрами притяжения талантов, университеты превращаются в движущие силы регионального развития, а педагогические и исследовательские школы формируют кадровый фундамент будущего. Это уже не просто обновление форматов – это создание новой экосистемы знаний, способной обеспечивать технологическое и интеллектуальное лидерство России на десятилетия вперёд, – отметил, подытоживая встречу, Михаил Погосян.