Трансформация образования: как МАИ меняет подходы к подготовке кадров

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о запуске с 2023/2024 учебного года пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования в стране. Его участником, наряду еще с пятью университетами, стал Московский авиационный институт, где на первом этапе будут трансформированы программы профильного аэрокосмического направления.

В новой системе предусмотрено три уровня образования: базовое высшее, специализированное высшее и профессиональное — аспирантура.

В соответствии с указом базовый период обучения в вузе составит от четырёх до шести лет. Освоение программ специализированного высшего образования, соответствующих уровню магистратуры, займёт от года до трёх лет. При этом университеты наделены полномочиями самостоятельно определять длительность программ в зависимости от направлений подготовки, специальностей, квалификаций и отраслей экономики.

Изменения в МАИ

В Московском авиационном институте пилотный проект стартует с программ инженерной подготовки по ключевым для аэрокосмической отрасли направлениям: самолёто- и вертолётостроение, ракетно-космические комплексы, авиационные и ракетные двигатели, системы управления и интегрированные системы летательных аппаратов. В новом формате базового высшего образования (БВО) срок обучения по ним для российских студентов составит 5,5 лет. В этом году по этим направлениям предусмотрено более 1100 бюджетных мест, что составляет порядка 40% набора в МАИ. Вместе с тем в рамках Передовой инженерной школы (ПИШ) МАИ выделено 50 бюджетных мест на программы БВО длительностью 4 года в области авиастроения.

Все остальные направления подготовки (IT; математика; прикладная механика; электроника, радиотехника и системы связи; электро- и теплоэнергетика; приборостроение; материаловедение; управление, экономика и другие) в этом году будут реализовываться в форматах бакалавриата и специалитета. При этом их формат и содержание будут актуализированы и обновлены. Их перевод на программы БВО планируется осуществить в 2024/25 учебном году. Как отметил ректор МАИ Михаил Погосян, сроки реализации программ будут определяться по результатам совместного с работодателями анализа перспективных задач и кадровых потребностей.

— Одна из приоритетных задач МАИ — готовить специалистов, которые обеспечат технологический прорыв. Наряду с базовыми знаниями необходимо давать практические навыки, навыки использования современных цифровых технологий в решении комплексных инженерных задач, чтобы наши выпускники могли с самого начала работы в индустрии демонстрировать высокий уровень профессионализма. Участие в пилотном проекте позволяет гибко адаптировать образовательные программы под новые требования, — подчеркнул ректор МАИ.
Набор на программы специализированного высшего образования продолжительностью 2 года на первом этапе реализации проекта в 2023 году будет вестись на профильные направления «Авиастроение», «Двигатели летательных аппаратов», «Ракетные комплексы и космонавтика», «Баллистика и гидроаэродинамика», на которых предусмотрено 290 бюджетных мест. Они направлены на освоение перспективных технологий, получение новых компетенций в смежных направлениях либо формирование дополнительной квалификации для создания уникальной профессиональной траектории и расширения карьерных возможностей.

Аэрокосмические программы: что нового

Новые программы разрабатывались МАИ в тесном взаимодействии с предприятиями Госкорпораций «Ростех», «Роскосмос» и другими индустриальными партнёрами.

При формировании новых подходов были проанализированы текущие и перспективные потребности профильных предприятий. Модель БВО предусматривает гибкие образовательные траектории, что позволит готовить инженеров нового поколения, подкрепляя теоретические знания студентов их активным вовлечением в индустриальные проекты, насыщенными программами практик и стажировок, дополнительными модулями по передовым технологиям.

В частности, в новой системе будет трансформировано инженерное ядро на первом и втором курсах БВО. Студенты МАИ начнут раньше осваивать современные IT-технологии, а также участвовать в решении конкретных задач индустрии.

Содержание образования на старших курсах определяется поэтапным выбором и уточнением специализации, гибким учебным планом и синхронизацией обучения с формированием и реализацией профессионально-карьерной траектории студента с участием работодателя. Для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда предусмотрен модуль дисциплин по перспективным технологиям (суперкомпьютерное моделирование, материалы с заданными свойствами) и участие студентов в комплексных проектах индустрии (сервисы на базе малых космических аппаратов, аэротакси, цифровая среда моделирования жизненного цикла и другие).

Кроме того, на программах БВО маёвцы будут изучать дисциплины по управлению инженерными проектами. За время обучения каждому студенту предстоит принять участие, как минимум, в трёх междисциплинарных проектах.

Передовая инженерная школа

Одним из инициаторов изменений в системе образования Московского авиационного института выступает институт № 14 «Передовая инженерная школа». В 2023 году ПИШ МАИ ведет набор как на программы БВО длительностью 4 года для выпускников 11 классов, так и на шесть программ специализированного высшего образования для выпускников бакалавриата и специалитета.

— В рамках базового высшего образования ПИШ МАИ приглашает на программу «Комплексное проектирование жизненного цикла изделия» по профильной 24 группе специальностей и направлений «Авиационная и ракетно-космическая техника». Образовательная программа направлена на подготовку инженеров-управленцев и технологических команд через реализацию междисциплинарных проектов, — рассказал директор института № 14 «Передовая инженерная школа» МАИ Дмитрий Кайсин.
При этом уже в рамках программы БВО студентам предстоит осваивать технологические специализации в области композиционных материалов, аддитивных технологий, электрических и гибридных силовых установок и интеллектуальных и беспилотных систем.

Новые образовательные подходы позволят студентам МАИ глубже погружаться в реальные производственные процессы, трудоустраиваться в процессе обучения, а индустрии получать молодых специалистов, обладающих комплексным видением задач и широким спектром технологических компетенций, способных внедрять передовые решения.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.