Тренды развития авиации обсудили на Aerospace Science Week в МАИ

22 ноября в рамках Х Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week в Московском авиационном институте состоялась пленарная сессия «Авиация: развитие и тренды». Участие в мероприятии приняли ректор МАИ, председатель Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ Михаил Погосян, генеральный конструктор — заместитель генерального директора ПАО «ОАК» Сергей Коротков, заместитель генерального директора по производству и техническому развитию ПАО «ОАК» Дмитрий Блощинский, заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению, закупкам и логистике ПАО «Яковлев» Олег Нестеров, главный конструктор по перспективным разработкам и специальным характеристикам «ОКБ им. А. Люльки» — филиала ПАО «ОДК-УМПО» Андрей Мухин.

В своём выступлении Михаил Погосян обратил внимание на необходимость оценки развития технологий, которая должна быть учтена университетом при формировании совместного с индустрией кадрового прогноза для подготовки инженеров будущего. Он обозначил основные технологии, которые будут обеспечивать конкурентоспособность российской авиационной промышленности в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

— Это математическое моделирование, композиционные материалы, внедрение аддитивных технологий в производство. Также необходимы предиктивная аналитика, использование современных методов виртуализации и новые бизнес-модели продвижения гражданской авиационной техники на рынок, — отметил Михаил Погосян.
Ректор МАИ подчеркнул, что мировой рынок гражданских авиационных перевозок растёт ежегодно примерно на 3,5%, и к 2040 году парк находящихся в эксплуатации коммерческих самолётов превысит 45000 единиц. Сегодня перед индустрией стоят задачи, связанные с обеспечением всё более жёстких экологических требований, с сокращением потребления топлива, снижением расходов на эксплуатацию воздушных судов. Это делает актуальными такие направления технологического развития, как электрификация инженерных систем, переход на альтернативные виды топлива.

— Помимо этого, одной из ключевых задач сегодня является формирование цифровой среды проектирования, производства, испытаний и сертификация авиационной техники. Мы уделяем много внимания разработке современных программных продуктов. Например, большая совместная работа с коллегами была проведена в части разработки весовой платформы, которая должна обеспечить новый уровень контроля весовых характеристик летательных аппаратов, — рассказал Михаил Погосян.
Как отметил Сергей Коротков, важной задачей для отечественной авиаотрасли является создание военных авиационных комплексов нового поколения, оптимально сочетающих оперативно-тактические возможности со стоимостью жизненного цикла.

— Мировой опыт показывает, что ведущие державы начали активные работы по созданию авиационных комплексов следующего поколения с примерно такими же требованиями, — пояснил он.
Большое внимание новым материалам для авиационной техники уделил в своём выступлении Дмитрий Блощинский.

— С нетерпением ожидаем появления новых функциональных материалов: тканевых огнезащитных экранов для гражданской авиации, гидрофобных покрытий, исключающих обледенение внешней поверхности, покрытий для снижения заметности в радиолокационном, тепловом, оптическим диапазонах, электропроводящих красок и клеёв, новых видов смазок, понижающих коэффициент трения, а также антибактериальных и эрозионностойких покрытий, — рассказал Блощинский.
Также он обратил внимание слушателей на уникальный материал, разработанный компанией «Росэлектроника» (входит в Госкорпорацию Ростех). Материал поглощает до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяет сделать самолёт практически невидимым. Он представляет собой стеклоткань, в основе которой находятся тонкие нити с металлическим сердечником в стеклянной изоляции.

Теме управления цепочками поставок гражданской авиационной техники в условиях тотального импортозамещения было посвящено выступление Олега Нестерова. В частности, он обозначил проблему отсутствия системы оценки загруженности предприятий, принимающих заказы на производство изделий для авиастроения.

— Нами предпринимаются меры по текущей оценке баланса мощностей. Мы выезжаем на конкретные предприятия, считаем балансы вместе с технологическими службами и понимаем, каким образом загружен завод, — сообщил Нестеров. — Мы выступили с инициативой в Минпромторг по созданию координационного органа, чтобы не только директор отдавал себе отчёт, какие обязательства он берёт, но и центральной координационный орган мог управлять размещением заказов поставщиков.
По словам Олега Нестерова, до 2030 года планируется произвести 270 российских самолётов МС-21, до 142 самолётов SJ-100 и 115 экземпляров Ту-214. Кроме того, планируется построить ещё 70 самолётов Ил-114. При этом полностью российский МС-21 с отечественными системами будет изготовлен в 2024 году.

Aerospace Science Week продлится в МАИ до 24 ноября. Программа включает в себя дискуссии с экспертами на темы перспективных технологий, научного и промышленного потенциала авиационно-космической отрасли. С подробностями можно ознакомиться на сайте.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.