В МАИ представили демонстратор полностью сверхпроводникового электрогенератора

В МАИ представили демонстратор полностью сверхпроводникового электрогенератора

Учёные кафедры 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» МАИ создали демонстратор полностью сверхпроводникового электрогенератора, который является прототипом более крупной машины, изготавливаемой в рамках совместного масштабного проекта с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Изделие было представлено широкой публике на Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia-2022.

Применение сверхпроводниковых материалов в роторе и статоре машины позволяет достичь высоких значений удельной мощности (отношение мощности к массе машины), недостижимых для классических электрических машин. Основной эффект — снижение массы устройства, увеличение его эффективности и снижение затрат на охлаждение.

— Можно сказать, что полностью сверхпроводниковый электрогенератор — это четвёртый этап развития технологий. Он выполнен с применением высокотемпературных сверхпроводниковых обмоток на роторе и статоре. Это позволяет увеличить электромагнитные нагрузки, но накладывает некоторые ограничения на размеры — маленькие машины делать сверхпроводящими невыгодно. Такая конструкция позволяет при определённых параметрах отказаться от стальных деталей в активной зоне машины, то есть сделать её «безжелезной». В результате при сохранении её мощности может быть уменьшена масса, — говорит начальник НИО-310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» МАИ Николай Иванов.

Заменить стальной магнитопровод могут композитные материалы, а также материалы, получаемые методом аддитивного производства (3D-печать). К слову, в демонстраторе сверхпроводникового электрогенератора использованы детали, изготовленные методом аддитивных технологий в МАИ.

Одной из перспективных областей применения полностью сверхпроводниковых машин является использование их в составе гибридных силовых установок подвижных объектов. Это актуально для больших объектов, когда становится невозможным удовлетворить требования с помощью существующих технологий. Например, это касается создания перспективного электрического (или гибридного) самолёта на 40-70 пассажиров. Это же касается и вертолётной техники, морских систем и железнодорожного транспорта. В целом, применением сверхпроводниковых электрических машин оказывается актуальным при мощности более 1 МВт. При этом схем силовых установок может быть много.

На текущий момент в России разработкой высокотемпературных сверхпроводниковых электрических машин занимается ряд научных центров. Однако, школа МАИ в этой части — одна из лидирующих. Если говорить про мировой рынок, то всего существует около десяти электрических машин с обмотками из высокотемпературных сверхпроводников, и все они имеют формат маломасштабного макета. В сравнительных характеристиках работы учёных МАИ в этом направлении не отстают от иностранных коллег, и в некоторых аспектах даже их превосходят.

— На выставке мы представили демонстратор полностью сверхпроводниковой машины. Следующий шаг — поиск заказчика, изготовление опытного образца и передача его в опытную эксплуатацию. При этом накопленные знания, апробированные технологии и широкая кооперация МАИ с производственными предприятиями позволяют быстро изготавливать изделия — как опытные, так и серийные, — отмечает Николай.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.