В МАИ разрабатывают покрытие для повышения срока службы авиадвигателей

В Московском авиационном институте разрабатывают покрытие, предохраняющее узлы трения авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа. Работы проводятся на кафедре 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» МАИ под руководством профессора Леонида Лесневского и доцента Максима Ляховецкого в интересах предприятий АО «ОДК».

— Срок службы авиационного двигателя во многом определяется износостойкостью трущихся деталей, например соединений хвостовика лопатки с диском ротора, поворотных узлов статорных лопаток, элементов механизации, шлицевых и зубчатых соединений и других, — рассказывает Максим Ляховецкий. — При этом использовать жидкие смазки — масла — из-за высоких температур и давления в зоне контакта практически невозможно. В связи с этим для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать особый вид покрытий — твёрдые смазки. Такие покрытия сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов одновременно.
В настоящее время для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твёрдые смазки на металлической или полимерной основе. Один из их недостатков — невысокая прочность сцепления с подложкой, что при повышенных давлениях ведёт к выдавливанию смазки из зоны контакта.

Маёвская разработка имеет более сложный состав и структуру. Покрытие представляет собой твердую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом — графитом. Оно, с одной стороны, обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью и хорошей износостойкостью, а с другой, позволяет уменьшить коэффициент трения. Таким образом, поверхность детали значительно меньше страдает от износа, что было доказано сравнительными испытаниями.

— Проект стал особенно актуальным при разработке линейки новых отечественных авиадвигателей, — говорит Максим Ляховецкий. — При производстве новых типов двигателей проявляются «детские болезни», и для того чтобы довести ресурс и надёжность изделия до нужного уровня, необходимо внедрять новые технологии и материалы.
Сейчас идут работы по подготовке к наземным испытаниям покрытия в составе двигательной установки. В начале 2024 года ожидается проведение испытаний в реальных условиях.

Разрабатываемые технологии могут использоваться не только в авиационных двигателях. В частности, рассматривается возможность применения новых покрытий в составе высоконагруженных узлов техники, работающей в экстремальных условиях, например космических аппаратов.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.