В шесть раз быстрее скорости звука: доцент МАИ Михаил Тяглик рассказал о гражданских самолётах нового поколения

Российская авиационная отрасль держит курс на импортозамещение. Перед инженерами стоит задача расширить отечественный авиапарк, в том числе создать совершенно новые перспективные образцы техники, оснащённые самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Об эволюции авиационной электроники, разработке нового отечественного сверхзвукового самолёта и перспективах развития отрасли рассказал кандидат технических наук, доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ Михаил Тяглик.

Этапы развития авиационной электроники

Внедрение средств автоматизации управления в авиацию проходило в несколько этапов.

В 1950–1960-е годы бурно развивалась сверхзвуковая авиация. Однако расплатой за скорость стало ухудшение характеристик устойчивости и управляемости из-за значительной трансформации собственной динамики воздушного судна при переходе на сверхзвук. Тогда в перечне бортового радиоэлектронного оборудования появились первые средства автоматизации контура ручного управления и новый тип индикаторов — директорные приборы, снижающие загрузку лётчика на этапе посадки.

1970–1980-е годы ознаменовались разработкой дистанционных систем управления. Роль средств автоматизации управления самолёта в эти годы изменилась: теперь они стали придавать воздушному судну необходимые пилотажные свойства.

Но не всё проходило гладко. С внедрением средств автоматизации появились побочные эффекты, которые могли привести к авиационным происшествиям. Например, при пилотировании гражданских самолётов Airbus и Boeing был выявлен эффект раскачки самолёта лётчиком. В 1990-х авиаконструкторы разработали критерии, формирующие систему параметров самолёт-лётчик и включили её в нормативные требования. Это позволило предотвратить раскачку на вновь создаваемых самолётах.

— Проектирование авиационной техники — сложный и ответственный процесс, который требует учёта множества факторов и использования передовых технологий. Одним из ключевых аспектов проектирования является автоматизация процессов. Применяемые средства позволяют повысить эффективность работы, снизить вероятность ошибок и обеспечить соответствие стандартам безопасности, — отмечает Михаил Тяглик.
С тех пор развитие авиационной электроники и вычислительной техники претерпело существенные, даже революционные изменения. Использование бортовых вычислительных машин позволило обеспечить желаемые характеристики устойчивости и управляемости, чего раньше можно было достичь лишь за счёт аэродинамических свойств и конструкции самого изделия.

Цифровые технологии и ИИ в авиации

В современной гражданской авиации системы управления ограничивают выход на опасные режимы и углы полёта, используют интегральные законы управления, делающие пилотажные свойства самолёта наилучшими, рассказал Михаил Тяглик.

Воздушные суда оснащаются новыми средствами отображения информации, в том числе теми, которые используют индикаторы на лобовом стекле. Благодаря этим техническим решениям удалось существенно повысить безопасность пилотирования.

Что касается искусственного интеллекта в бортовых системах самолёта, он может быть весьма полезным в вопросах диагностики различного рода неисправностей. К примеру, сбор и анализ данных с датчиков гидросистемы позволяет спрогнозировать течь гидравлической жидкости. Традиционно такие данные собирались и обрабатывались человеком, однако в последнее время всё чаще появляются программные продукты, позволяющие автоматизировать этот процесс и выдачу рекомендаций по обслуживанию отдельных узлов и агрегатов.

— То же касается и других элементов летательных аппаратов: формирование базы данных о перегрузках и деформациях позволяет спрогнозировать развитие усталостных трещин в элементах конструкции и произвести своевременную замену или ремонт, — добавляет эксперт.
Перспективы IT-технологий в авиасистемах

Развитие авиационной электроники и бортового радиоэлектронного оборудования открыло возможности для создания принципиально новых типов гражданских самолётов.

Так, в России ведётся работа над сверхзвуковым пассажирским самолётом нового поколения. Такое судно сможет развивать в два раза большую скорость, чем обычные самолёты. А в будущем можно ожидать появления гиперзвуковых пассажирских судов, способных летать со скоростью, превышающую скорость звука в шесть раз.

Создание летательных аппаратов нового типа неизбежно требует внедрения новых технических и технологических решений. Например, без дополнительных инструментов сверхзвуковой самолёт нового поколения будет неустойчив на посадочных режимах из-за особенностей конструкции. Чтобы добиться желаемых характеристик, необходима проработка сложных алгоритмов для бортового радиоэлектронного оборудования.

Для наблюдения закабинной обстановки пилотам придётся использовать показания измерителей и датчиков в сочетании с компьютерной графикой. Также учёные внедрят в алгоритмы системы управления элементы искусственного интеллекта, что обеспечит их перенастройку и реконфигурацию в зависимости от условий полёта, внешних возмущений и возможных отказов, формируя наилучшие динамические свойства на всех режимах полёта.

Необходимо учитывать, что воздух вокруг гиперзвуковых самолётов из-за сильного нагрева ионизируется, в результате чего существенно меняется аэродинамика. Поэтому предстоит использовать не классические системы управления, а адаптивные, которые будут изменять свою структуру в соответствии с условиями полёта. А это, безусловно, потребует использования искусственного интеллекта и нейросетевых подходов.

— Искусственный интеллект обладает значительным преимуществом по сравнению с традиционными алгоритмами. И когда будут решены проблемы его безопасного использования в критически важных системах, он сможет повысить надёжность авиационной техники и позволит создавать летательные аппараты нового поколения с выдающимися характеристиками, — заключает Михаил Тяглик.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.