Знания авиаторов — для космоса: Михаил Погосян — о сотрудничестве МАИ и АО «РЕШЕТНЁВ»

Рынок космических технологий сегодня находится в стадии стремительного развития, а один из самых перспективных его сегментов — создание глобальных информационных спутниковых систем на базе группировок малых космических аппаратов. Московский авиационный институт активно вовлечён в процесс формирования новой индустрии. Совместно с лидером российского спутникостроения — АО «РЕШЕТНЁВ» — МАИ решает большой комплекс задач, связанных как с проектированием малых космических аппаратов, так и с предоставлением услуг с их помощью. Ещё одна важная задача заключается в организации серийного производства аппаратов такого рода.

О сотрудничестве университета и предприятия рассказал ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян, недавно посетивший производственную площадку АО «РЕШЕТНЁВ» в Железногорске.

Михаил Асланович, почему МАИ так активно сотрудничает с ракетно-космической отраслью?

Мы называемся Московский авиационный институт, но, если смотреть шире, МАИ давно уже даже не аэрокосмический, а политехнический вуз. При этом те задачи, которые стоят сейчас перед аэрокосмической отраслью, требуют объединения усилий. И наше взаимодействие с АО «РЕШЕТНЁВ», множество совместных проектов и научно-исследовательских работ — яркий пример.

Какие темы обсуждались в рамках вашего визита в Решетнёвскую фирму?

МАИ входит в первую группу вузов по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В рамках нее мы реализуем несколько стратегических проектов, в том числе «Будущие аэрокосмические рынки — 2050». Проект предполагает обеспечение мирового лидерства МАИ по прорывным технологическим направлениям развития аэрокосмической индустрии и реализуется в тесном взаимодействии с предприятиями-партнёрами.

Во время прошедшей встречи были подведены промежуточные итоги сотрудничества МАИ и АО «РЕШЕТНЁВ». Около пяти месяцев назад мы начали активно обсуждать совместные направления. За этот период проделана очень большая работа в научно-исследовательской деятельности, реализации комплексных программ подготовки кадров и дополнительного профессионального образования в Lean-школе МАИ. Такое объединение предприятия и вуза является важной частью нашего сотрудничества и с Роскосмосом. Это всё даёт возможность активно двигаться вперёд.

Уже второй поток решетнёвцев окончил учёбу в Lean-школе МАИ по серийному производству. Как Вы оцениваете результаты?

Этот поток второй, значит, результаты первого были оценены как положительные. Сейчас количество людей, которые участвуют в программе, выросло. И я вижу намного большую вовлеченность и готовность к изменениям со стороны решетнёвцев. Раньше были, скорее, консервативные, осторожные методы. В целом Lean-школа — это не какой-то курс лекций, а программа, которая позволяет менять подходы к решению актуальных задач. Это даже не про обучение, а про новую среду, про новые взгляды. И именно в формате Lean-школы МАИ тот опыт, который у нас есть, хорошо коррелируется с целями, которые стоят перед АО «РЕШЕТНЁВ».

Считаю, что опыт создания серийного производства носит универсальный характер. Знания авиаторов пригодятся для космоса. А авиационная отрасль, например, в значительной степени ориентировалась на автомобильную промышленность. Конечно, масштаб разный — сотни и тысячи изделий. Везде есть своя уникальность. Но такое межотраслевое взаимодействие обогащает.

На предприятии Вы увидели новый участок серийного производства космических аппаратов «Марафон». Какие дали советы?

Этот участок создавался одновременно с обучением ваших специалистов в Lean-школе МАИ: программа тем и отличается, что идеи, которые обсуждаются в ходе модулей, внедряются на производстве. Глобальная работа проведена по реализации всех замыслов по проекту «Марафон». Думаю, что конкретные советы, которые мы обсуждали на производственной площадке, не являются сейчас самым важным. Важным является то, что мы достаточно оперативно переходим от обсуждений идей к их внедрению.

Для того чтобы серийное производство было реализовано, предприятию нужен приток специалистов. Насколько возможно, что ими станут выпускники МАИ?

Маёвцы заинтересованы в участии в серьёзных инновационных проектах, которые дают шанс молодёжи лучшим образом себя проявить. А в Железногорске сейчас реализуются именно такие. Я уверен, что студенты МАИ, если будут знать про масштаб задач, откликнутся на вызов. Мы это видим по готовности ребят начать свою трудовую карьеру в Комсомольске-на-Амуре, в Улан-Удэ. В старых проектах все места уже заняты, там решаются текущие вопросы. А в новых — есть возможность в нужное время оказаться в центре глобальных изменений. Мы же будем максимально поддерживать и развивать кадровое взаимодействие вуза и предприятия.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.