Место для одного: сократят ли экипаж в самолётах
Авиакомпании хотят поскорее приблизить тот момент, когда экипаж самолёта станет одночленным. Регуляторы и производители смотрят на это с осторожностью. О перспективах, плюсах и минусах такого новшества рассказал доктор технических наук, заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, руководитель лаборатории НЦМУ «Сверхзвук» Александр Викторович Ефремов.
Почему вообще возник вопрос замены двух пилотов на одного?
Мы постепенно движемся к переходу к одночленному экипажу, работа в этом направлении сейчас ведётся во всём мире. Всего два основных мотива: экономия средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора: согласно статистике ИКАО примерно 75% авиационных происшествий связано именно с ним.
Помимо этого уменьшение состава пилотов на борту связано с компоновкой самолётов. Мы в МАИ и ещё целый ряд организаций работаем над созданием нового концепта и проведением фундаментальных исследований по новому поколению сверхзвукового пассажирского самолёта. Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, такой летательный аппарат должен иметь очень узкий фюзеляж. А значит, и два пилота в один ряд там не разместятся. Получается, нужно сажать либо одного, либо одного за другим.
Как будет осуществляться переход с технической точки зрения? Ведь должны измениться наземная инфраструктура, передача информации, сама кабина пилота.
Конечно, вопрос о том, как оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые выполняют левый и правый пилоты – очень непростая задача. Особенно на взлёте и посадке, где идёт максимальное взаимодействие обоих членов экипажа.
В первую очередь, должно быть произведено много работы по средствам отображения информации. Необходимо, чтобы самолёт легко пилотировался как при штатных, так и нештатных условиях.
Касательно взаимодействия с землёй при нештатных ситуациях одной из современных тенденций является возможность передачи управления самолётом наземному экипажу. Это очень сложная и дорогая задача. И, безусловно, надёжность всех систем должна быть на порядок выше.
Про системы – очень интересный вопрос. Ведь всё больше функций по управлению самолётом передаётся от человека к компьютеру. Какая работа сейчас ведётся в этой области в МАИ?
Сейчас мы очень интенсивно работаем над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора, являющегося частой причиной авиапроисшествий. Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит лётчика, которому не придётся следить за десятком приборов.
Испытания дисплея в экстремальных условиях уже доказали его эффективность. По результатам такой способ представления информации позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.
Насколько сложно посадить огромный самолёт силами наземной службы?
Это можно сделать, но есть ряд специфических проблем. Например, сигнал с земли на самолёт может запаздывать до 1,5 секунд. Это немало, и в режиме ручного управления может привести к катастрофе. Мы работаем над тем, как компенсировать это разработкой определённых алгоритмов, но пока все работы находятся на научно-исследовательском уровне. Все эти новшества требуют многолетней доработки.
Когда, по вашему мнению, можно ожидать, что самолётом будет управлять один пилот?
Это перспектива не двух-трёх лет, а значительно более далёкий горизонт. Я думаю, где-то лет 20. При этом препятствием к быстрому переходу является не только решение ряда упомянутых мной выше технических задач. Тут ещё и психологический вопрос. Согласитесь ли вы сесть в самолёт с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос.
Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться.