Насколько близко возвращение эры гражданского сверхзвука? В Лектории МАИ обсудили самолёт будущего

16 февраля в авиационном ангаре кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» в рамках цикла встреч лектория института №1 МАИ «Авиация вчера, сегодня, завтра» более 65 маёвцев встретились с доктором технических наук, заведующим кафедрой 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, руководителем лаборатории НЦМУ «Сверхзвук» Александром Викторовичем Ефремовым.

Александр Викторович ответил на самые актуальные вопросы, касающиеся создания сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения. Маёвцы узнали, почему у самолёта не будет остекления в кабине пилота и, вероятно, иллюминаторов в пассажирском салоне; может ли такой самолёт быть полностью под управлением искусственного интеллекта; как будут бороться с шумом при полёте; чем опасен отказ от второго пилота. Помимо этого эксперт рассказал, почему скорость нового самолёта будет меньше, чем у сверхзвуковых лайнеров первого поколения.

Напомним, что российские учёные и инженеры из Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» продолжают разработку фундаментальных основ и инноваций для проектирования сверхзвукового самолёта нового поколения. В составе консорциума под эгидой ЦАГИ – МАИ, ЦИАМ имени П. И. Баранова, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, МГУ имени М. В. Ломоносова, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Институт прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН. Задачами МАИ в рамках деятельности консорциума являются оптимизация аэродинамического облика будущего самолёта, разработка методов снижения звукового удара, проектирование адаптивной системы управления и другие. Лаборатория «Искусственный интеллект и безопасность полёта», основанная на базе консорциума и возглавляемая Александром Викторовичем, занимается разработкой системы управления. Команда создала один из самых эффективных вариантов управления сверхзвуковым лайнером. Это адаптивная система управления с онлайн-идентификацией параметров движения самолёта.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.