«Необходима среда кооперации»: ректор МАИ о новых подходах в образовании для лидерства в аэрокосмической отрасли
Освоение космоса — область, в которой Россия с самых первых шагов и до сих пор является одним из мировых лидеров. Сегодня наша страна реализует целый ряд масштабных космических проектов, таких как создание Российской орбитальной станции, спутниковой группировки «Сфера», многоразовых ракет-носителей и других.
О новых технологиях, прямо сейчас меняющих аэрокосмическую отрасль, и о новых подходах в образовании, необходимых для развития индустрии, рассказал ректор Московского авиационного института, член Бюро Союза машиностроителей России, академик РАН Михаил Погосян.
Михаил Погосян:
«Внедрение услуг с использованием космических систем можно назвать ключевым трендом развития ракетно-космической индустрии. Сегодня это не только передовые научные исследования, но и широкое внедрение технологий и данных в реальные сектора экономики — сельское хозяйство, транспортные и логистические системы, мониторинг объектов и окружающей среды, цифровые сервисы и другие. Перед индустрией стоят комплексные задачи, такие как создание новых многоспутниковых группировок, многоразовых ракет-носителей и орбитальной станции.
Использование космоса уже сегодня должно давать результат. Для этого необходимо не просто разрабатывать аппараты, развивать наземную инфраструктуру, а в первую очередь проектировать услуги на базе космических технологий, которые будут способствовать устойчивому росту экономики.
Ракетно-космическая промышленность переживает радикальную трансформацию за счёт внедрения перспективных технологий: искусственного интеллекта, математического моделирования, современных алгоритмов управления космическими аппаратами, лазерных и квантовых технологий, интернета вещей, новейших двигательных установок. Изменяясь сама, она оказывает влияние и на развитие новых рынков: в частности, услуг на базе беспилотников. Так, интеграция данных, полученных с беспилотных авиационных и космических систем, позволит создавать более эффективные сервисы.
Серьёзными игроками рынка становятся частные компании. Совместно с Госкорпорацией «Роскосмос» они будут разрабатывать, производить и эксплуатировать новые спутники, предоставлять конкурентоспособные сервисы на их основе, а в перспективе и заниматься выведением малых космических аппаратов на орбиту.
В то же время в корне меняется сам подход к производству спутников. Сегодня они рассматриваются не как уникальные изделия, требующие полного цикла разработки и испытаний, а как составляющие больших систем — многоспутниковых группировок. Это требует скорейшего перехода к серийному производству таких аппаратов с максимальной эффективностью производственного процесса. Данная задача требует интеграции накопленного в авиационной отрасли опыта развёртывания серийного производства и объединения усилий большого количества организаций.
Трансформация космической индустрии требует изменений и в системе подготовки специалистов. Отрасли нужны комплексные инженеры, которые умеют работать в команде, ориентируются в цифровой среде, могут применять перспективные технологии на практике, обладают креативным мышлением и гибкостью в решении возникающих задач. Для этого тематики и содержание университетских программ должны постоянно обновляться на основании технологического и кадрового прогнозов.
В соответствии с этим принципом МАИ, будучи участником пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования России, внедряет новые подходы к реализации образовательных программ. Особое внимание при формировании учебных планов уделяется практической составляющей, бизнес-мышлению, развитию цифровых компетенций и навыков проектирования сервисов и услуг с использованием новейших технологий.
Другая важная задача — обучение специалистов, уже работающих в индустрии, навыкам управления программами, цифрового проектирования и производства, без которых уже невозможно оставаться востребованным в условиях быстро меняющегося рынка.
Таким образом, достижение лидерства в космосе возможно лишь в постоянном эффективном взаимодействии системы образования с индустрией и бизнесом. И формирование такой среды кооперации — это одна из важнейших задач, которые стоят перед нами сегодня».