От агродрона до аэротакси: директор Центра БЛА МАИ — о разрабатываемых беспилотниках и перспективах индустрии

От агродрона до аэротакси: директор Центра БЛА МАИ — о разрабатываемых беспилотниках и перспективах индустрии
8 июня 2023
От агродрона до аэротакси: директор Центра БЛА МАИ — о разрабатываемых беспилотниках и перспективах индустрии
Московский авиационный институт является одним из активных участников формирования нового рынка беспилотных авиационных систем. В соответствии с моделью развития МАИ в рамках программы «Приоритет-2030» университет занимается реализацией стратегического проекта «Аэромобильность» на базе Центра «Беспилотные летательные аппараты». Какие именно работы ведутся в подразделении и как скоро беспилотные воздушные суда будут перевозить людей, рассказал директор Центра БЛА МАИ Юрий Бухарев.

— Расскажите о центре: как давно он существует, кто в вашей команде, сколько проектов в работе.

Центр БЛА работает чуть больше года, примерно год я возглавляю его. За это время у нас сформировалась команда, состоящая из студентов, в чьи интересы входит разработка беспилотных летательных аппаратов, а также профессионалов отрасли и смежных областей. И здесь сложилось отличное взаимодействие: опытные специалисты являются менторами для молодых сотрудников.

На сегодняшний день мы работаем над четырьмя проектами, три из которых являются коммерческими.

— Расскажите, пожалуйста, о них.

Первый — комплекс «Контур», который состоит из беспилотника взлётной массой около 10 кг, специального программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта, наземной станции и посадочной площадки. Это беспилотная авиационная система, предназначенная для мониторинга охраняемого периметра.

Представьте: у вас есть стационарная камера, с помощью которой происходит контроль определёной территории. А по периметру, включая участки, не попадающие в объектив, летает дрон, также оснащённый камерой. Но основную функцию выполняет не сам дрон, а то ПО, которое обрабатывает видеопотоки, получаемые от него и стационарной камеры, и в автоматическом режиме выявляет разные нарушения. Например, это могут быть люди в запрещённой зоне, неправильно припаркованные авто, драки и другие противоправные действия. Этот комплекс позволяет заменить рутинную работу охранников, которые занимаются обходом периметра.

В данный момент мы выполняем опытно-конструкторскую работу по созданию образца, который дальше пойдет в серию. Ведётся закупка комплектующих, затем мы завершим сборку и поставим первую партию заказчику. За плечами работы по оценке технологии, тестирование летающего прототипа и наземной станции, на которой настраиваются полётные задания и отображается информация, оценка системы автоматической посадки.

Второй проект — «Агродрон». Сейчас в агросекторе востребованы такие услуги, как внесение пестицидов, гербицидов для защиты растений или борьбы с вредителями, удобрений, прикормок на небольших территориях. Если раньше были колхозы с протяжёнными полями и их обслуживали самолёты Ан-2, то теперь для фермерских хозяйств с их небольшими площадями полей актуально применение дронов. Такие дроны имеют массу до 100 кг и могут нести полезную нагрузку до 30 кг. Их легко привезти на авто, запустить сразу несколько аппаратов. Вот такой дрон мы и разработали. Собран уже первый опытный образец, и сейчас мы готовы приступить к его испытаниям.

Третий проект — тоже аграрный, он называется «Агроскаут». Это авиационная система для автоматического обследования сельскохозяйственных полей: дрон, оснащённый камерой, подлетает к определённому участку, опускается на высоту 1 м и делает несколько фото. По завершении облёта и съёмки он передаёт информацию в систему, где специальное ПО с применением искусственного интеллекта обрабатывает её, анализирует состояние посевов, выявляет наличие сорняков и т. д., даёт свое заключение и рекомендации. Сейчас проводим финальную работу по подготовке системы для сдачи заказчику.

— Возвращаясь к «Контуру»: вы упомянули, что главная особенность и уникальность аппарата заключается в его ПО. Кто занимался его разработкой?

«Контур» — это результат кооперации с IT-Центром МАИ. Специалисты центра создали программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта, занимались формированием графического интерфейса, обучением нейросети распознаванию отдельных сценариев, тестированием.

— Ваш центр представлял на HeliRussia свои разработки в области беспилотных систем. Какую обратную связь получили?

Все три проекта, о которых я рассказывал, были представлены на выставке. И все они вызвали интерес посетителей.

Если говорить о «Контуре», то есть интерес и со стороны некоммерческих структур, например, МЧС. Дроны, оборудованные камерами, тепловизорами, могут быть использованы для выявления пожаров. И «Контур» подходит для этих задач: ПО для автоматического выявления нарушений возможно перенастроить под потребности заказчика.

К «Агродрону» был большой интерес со стороны компаний, которые оказывают услуги по обработке полей. В этом году планируем начать мелкую серию, чтобы обеспечить аграриев нашими аппаратами уже в будущем сезоне.

«Агроскаут» — это летающая камера с очень большим разрешением матрицы. И к этой системе интерес есть со стороны компаний, которые оказывают услуги по мониторингу, а также компаний из агросектора.

— Довольны результатами выставки?

Да, конечно. Мы не только продемонстрировали свои разработки, но и получили по ним хорошую обратную связь. Увидели, что многие компании смотрят далеко вперёд, интересуются технологиями, в том числе и в области городской воздушной мобильности, аэротакси. И мы планируем развивать не только это, но и другие направления.

— Раз уж затронули тему планов на будущее, поделитесь, какая работа предстоит в ближайшие 5-10 лет?

Сейчас занимаемся беспилотниками, которые обеспечивают перевозку различной полезной нагрузки. Но в будущем одна из основных задач нашего центра — создание аэротакси. Это задача, решение которой будет для нас показательным, ведь здесь мы отработаем не только техническую часть, но и процессы сертификации.

Мы не только разрабатываем БЛА, но и занимаемся подтверждением того, что та или иная конструкция надёжна. И становление нашего центра как разработчика, испытателя будет подтверждаться созданием таких серьёзных проектов, как аэротакси. Ну и большой пласт — это область сертификации: проведение работ и создание доказательных документов, подтверждающих, что летательный аппарат надёжен и безопасен.

— Когда, на ваш взгляд, полетят аэротакси в наших городах?

Буду максимально консервативен в своей оценке, поскольку перевозка людей в аэротакси в автоматическом режиме — очень ответственное мероприятие. И несмотря на то, что уже сейчас есть технологии, позволяющие создавать такие аппараты, их зрелость с точки зрения надёжности требует времени и тщательной оценки.

С учётом того, что нормы во всем мире находятся на этапе становления, думаю, лет 5 без этого точно будем жить. Сегодня отрабатываются технологии автоматического полёта грузовых беспилотников, создано большое количество песочниц — экспериментальных правовых режимов по всей территории России. И вот когда эта технология будет отлажена, устройства будут признаны надёжными, тогда можно будет переходить к разговору о перевозке людей.

— Как будет развиваться беспилотие в России?

Основной вектор развития отрасли в ближайшее время — это создание небольших аппаратов, которые обеспечивают перевозку полезной нагрузки от 300 г до десятка килограммов. Эти аппараты различных типов точно будут востребованы.

А если задуматься о далёкой перспективе, то, как я и говорил, это будет создание серьёзных аппаратов для перевозки пассажиров. И одна из главных задач, которую нужно будет решить разработчикам беспилотных аппаратов и производителям бортового оборудования, — найти альтернативу импортным устройствам, которые входят в состав этих аппаратов, либо научиться самим их производить в своей стране. Ведь важнейшие компетенции в разработке БЛА лежат в создании не каркаса планера, а начинки — двигателя, радиоэлектроники — того, что обеспечивает работу летательного аппарата. И если подходить к процессу комплексно и в полной мере, то создавать нужно всё — начиная от корпуса аппарата и заканчивая его начинкой и ПО. Это наш подход, которого мы придерживаемся в Центре БЛА МАИ.

Последние записи
Каждый седьмой результат ЕГЭ - 100 баллов: Предуниверсарий МАИ подтвердил статус одной из сильнейших образовательных площадок России

По итогам единого государственного экзамена 2025 года Предуниверсарий Московского авиационного института вновь оказался на вершине рейтингов. Средний балл выпускников по трём предметам составляет 266...

Кадры, технологии и будущее БАС: МАИ и ВГТУ провели второй форсайт-форум по беспилотным авиационным системам

Основная цель – объединить усилия государства, бизнеса и научного сообщества для разработки стратегических направлений развития индустрии беспилотников в России.