Полгода на орбите. Спутник Университета Решетнева ReshUCube1 успешно справляется с поставленными задачами

9 февраля 2023 г. исполняется ровно полгода с момента запуска в космос спутника ReshUCube-1 09 августа 2022 г. на ракете Союз – 2.1б вместе со спутниками других университетов и инновационных компаний.Напомним,  спутник был запущен для решения ряда актуальных задач, в том числе вовлечения школьников в космическую и инновационную деятельность в рамках программы «Space Pi» Фонда Содействия Инновациям; обучения студентов спутниковым технологиям и использованию спутниковых данных на живом примере; проведения экспериментов с отечественными космическими процессорами; изучения физики околоземного пространства и земной поверхности.  

Сейчас спутник ReshUCube-1 находится на высоте 490 км на солнечно-синхронной орбите, которая проходит через оба полюса. Он совершает виток вокруг Земли за 95 минут, и мы можем с ним связываться около 10 раз в сутки. Иногда трудно осознавать, что наш университетский спутник находится на такой высоте и движется со скоростью 7,9 км/с! Я бы мог доехать до космоса на своей машине всего за 6 часов (без пробок естественно), но вот незадача – надо ехать прямо наверх, а машины так не умеют (пока что). Вроде близко, а вроде и далеко. И если бы я летал в Москву на нашем спутнике, а не самолете, я бы долетал за 8,5 минут, а не за 4 часа. Вот так быстро летают спутники, даже поработать в полете не успеешь! – рассказывает Дмитрий Зуев, руководитель космической миссии ReshUCube-1, заместитель завлабораторией «Малые космические аппараты», старший преподаватель кафедры ТФ.

Основные итоги полугодовой работы в космосе и на земле:     

  • спутник пролетел 120 миллионов км на орбите и почти 3 000 витков вокруг Земли;
  • специалисты и студенты НПЛ «Малые космические аппараты» и студенческого центра управления полетами «Орион» провели 850 сеансов связи со спутником через оборудование Университета Решетнева и 150 сеансов через оборудование партнеров из Малой Академии Наук, г. Якутск
  • благодаря модернизации оборудования СЦУП «Орион» была повышена скорость радиообмена со спутником в 4 раза, что позволило достичь более стабильной связи и увеличить скорость скачивания снимков почти в 10 раз;
  • к космосу в рамках экскурсий, мероприятий по обработке данных, проведения сеансов связи со спутником, участия в образовательных программах прикоснулось более 500 школьников Красноярского края и Республики Саха (Якутия);
  • по трехлетней образовательной программе ReshU, посвященной малым космическим аппаратам, занимаются более 100 школьников Красноярска и Красноярского края;
  • в работе со спутником участвуют студенты университета (кафедры технической физики, кафедры безопасности информационных технологий, кафедры двигателей летальных аппаратов) – в проведении сеансов связи, управления полетами, разработке экспериментов, разработке и проведения образовательных мероприятий для школьников.

-Классно осознавать, что я умею управлять куском умного железа, летающего где-то в космосе. Хотя для меня он скорее не просто кусок железа, а живое существо, за которым нужно следить и удовлетворять его потребности, — делится впечатлениями Оксана Агафонова, вчерашний выпускник кафедры безопасности информационных технологий, а сегодня  инженер лаборатории НПЛ МКА, выполняющая обязанности руководителя полетами.

Участники проекта благодарят Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Малая Академия Наук», г. Якутск и её ректора Василия Климовича Павлова, а также радиооператора Андрея Петрова за партнерство в области приема и передачи спутниковой информации, что позволило увеличить количество доступных сеансов связи в 1.5 раза; партнеров БГТУ «ВоенМех», которым помогают  с организацией приема и управления спутником RS29S CYCLOPS, а также проведением сеансов связи в студенческом центре управления полетами Университета Решетнева; особые благодарности Ивану Михайловичу Бортнику и коллективу Фонда Содействия инновациям за предоставленную возможность прикоснуться к космосу.

Желаем всем космических успехов!

Об этом и многом другом узнайте в официальной группе университета ВК и на канале  Telegram

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.