В МАИ представили демонстратор полностью сверхпроводникового электрогенератора

В МАИ представили демонстратор полностью сверхпроводникового электрогенератора

Учёные кафедры 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» МАИ создали демонстратор полностью сверхпроводникового электрогенератора, который является прототипом более крупной машины, изготавливаемой в рамках совместного масштабного проекта с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Изделие было представлено широкой публике на Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia-2022.

Применение сверхпроводниковых материалов в роторе и статоре машины позволяет достичь высоких значений удельной мощности (отношение мощности к массе машины), недостижимых для классических электрических машин. Основной эффект — снижение массы устройства, увеличение его эффективности и снижение затрат на охлаждение.

— Можно сказать, что полностью сверхпроводниковый электрогенератор — это четвёртый этап развития технологий. Он выполнен с применением высокотемпературных сверхпроводниковых обмоток на роторе и статоре. Это позволяет увеличить электромагнитные нагрузки, но накладывает некоторые ограничения на размеры — маленькие машины делать сверхпроводящими невыгодно. Такая конструкция позволяет при определённых параметрах отказаться от стальных деталей в активной зоне машины, то есть сделать её «безжелезной». В результате при сохранении её мощности может быть уменьшена масса, — говорит начальник НИО-310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» МАИ Николай Иванов.

Заменить стальной магнитопровод могут композитные материалы, а также материалы, получаемые методом аддитивного производства (3D-печать). К слову, в демонстраторе сверхпроводникового электрогенератора использованы детали, изготовленные методом аддитивных технологий в МАИ.

Одной из перспективных областей применения полностью сверхпроводниковых машин является использование их в составе гибридных силовых установок подвижных объектов. Это актуально для больших объектов, когда становится невозможным удовлетворить требования с помощью существующих технологий. Например, это касается создания перспективного электрического (или гибридного) самолёта на 40-70 пассажиров. Это же касается и вертолётной техники, морских систем и железнодорожного транспорта. В целом, применением сверхпроводниковых электрических машин оказывается актуальным при мощности более 1 МВт. При этом схем силовых установок может быть много.

На текущий момент в России разработкой высокотемпературных сверхпроводниковых электрических машин занимается ряд научных центров. Однако, школа МАИ в этой части — одна из лидирующих. Если говорить про мировой рынок, то всего существует около десяти электрических машин с обмотками из высокотемпературных сверхпроводников, и все они имеют формат маломасштабного макета. В сравнительных характеристиках работы учёных МАИ в этом направлении не отстают от иностранных коллег, и в некоторых аспектах даже их превосходят.

— На выставке мы представили демонстратор полностью сверхпроводниковой машины. Следующий шаг — поиск заказчика, изготовление опытного образца и передача его в опытную эксплуатацию. При этом накопленные знания, апробированные технологии и широкая кооперация МАИ с производственными предприятиями позволяют быстро изготавливать изделия — как опытные, так и серийные, — отмечает Николай.

Последние записи
МАИ запустил программу дополнительного образования для высшего руководства ПАО «ОАК»

Слушателями программы являются первые лица корпорации, включая генерального директора Вадима Бадеху, его первого заместителя Олега Бочарова, заместителей по производству, материально-техническому...

Технологическое лидерство через высшее образование и науку: ректор МАИ выступил модератором круглого стола ОП РФ

Целью круглого стола стало рассмотрение задач, стоящих перед системой высшего образования и научным сообществом в рамках реализации национальных проектов и работы по обеспечению технологического...