В МАИ прошло заседание экспертного совета Госдумы, посвящённое специализированному высшему образованию

19 апреля в Московском авиационном институте состоялось совместное заседание Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле по науке и подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности и Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России на тему «Развитие специализированного высшего образования как инструмента подготовки кадров для перспективных задач индустрии».

Указом Президента России в 2023 году запущен пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования. Сейчас в нём участвуют шесть российских вузов, в числе которых Московский авиационный институт.

— Пилотный проект был запущен в рамках реализации послания Президента Российской Федерации, и одной из его целей является чёткая координация между системой образования и заинтересованными работодателями, — подчеркнула на заседании Татьяна Попова, начальник отдела методологии в сфере высшего образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России.
Проект предусматривает введение трёх уровней высшего образования: базового (БВО), специализированного (спец. ВО) и профессионального (аспирантура). При этом новые программы БВО направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, полностью готовых к выходу на рынок труда и работу в индустрии, а программы спец. ВО — на освоение перспективных технологий, получение новых компетенций в смежных направлениях либо формирование дополнительной квалификации для создания уникальной профессиональной траектории.

Выступление Михаила Погосяна было посвящено модели специализированного высшего образования в рамках реализации пилотного проекта на базе МАИ. Ректор отметил ключевые особенности новой системы.

— Структура двухлетнего специализированного высшего образования имеет модульную структуру. Первый семестр — это фундаментальный модуль, ядро образовательной программы, после освоения которого студенты выбирают профессиональный или исследовательский трек. Исследовательский трек является базовым для дальнейшего поступления в аспирантуру. Профессиональный трек предусматривает специализацию в конкретных направлениях перспективного технологического развития, — отметил Михаил Погосян.
Ещё один участник пилотного проекта, МИСиС, в 2024 году уже выпускает первых специалистов, которые окончили программу специализированного высшего образования длительностью один год.

На тему интеграции одно- и двухгодичных программ специализированного высшего образования с кадровыми стратегиями организаций реального сектора экономики выступили представители Роскосмоса, Ростеха, Объединённой двигателестроительной корпорации, ЦАГИ, РКК «Энергия».

— Ключевая задача и вузов, и индустриальных партнёров, будущих работодателей, — обеспечить бесшовный переход от базового высшего образования к специализированному. Каким образом это делать? В том числе за счёт включения в учебные программы базового высшего образования дисциплин, углублённое изучение которых реализуется уже на этапе специализированного высшего образования, — сказала Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех».
По итогам встречи участники договорились создать рабочую группу, чтобы совместно формировать сценарии развития специализированного высшего образования. Следующее заседание экспертного совета было решено посвятить профессиональному уровню высшего образования — аспирантуре.

Последние записи
Смогут ли самолёты летать без второго пилота: цифровые технологии в авионике

ИИ может помочь в анализе физических данных и повысить точность предсказания погодных условий, а на основе прогноза оптимизировать маршрут с учётом времени, стоимости и других критериев.